Большие щепки летят

Пошла вторая неделя третьего строительного лета на улице Ленина. Хотя кое-кто называет это масштабное действо красиво — реконструкция.
Конечно, еще не слышно рева механизмов. Eще не торчат тут и там бетонные коробки разной формы, куда потом спрячут все узлы, все стыки трубопроводов (вчера мы увидели всего одну такую штуку). Экскаваторы и бульдозеры еще сдирают старую асфальтовую одежку улицы.
На месте снятого асфальта виднеются слои прошлых ремонтов, как количество годичных колец на дереве; и можно посчитать, сколько раз на улице Ленина обновлялось дорожное полотно.
У Спасской церкви зияет огромная траншея, из нее видна уже проложенная труба диаметром 630 миллиметров. Мастер Рафиль рассказал, что старые трубы полностью сгнили и грозили порваться, так что ремонт начат вовремя.
Конечно, работать в самом центре Тюмени нелегко. Не то, что чистое поле где-то за улицей, например, Монтажников. Никто не стесняет. Никто не ворчит на стесненность. Резвись, укладывай всю начинку — новенькие коммуникации. И нет, как в городе, необходимости выковыривать старую теплотрассу, которая так срослась с окружающей ее средой, что с каждым метром железа поднимается на поверхность все, что лежало рядом — и грунт, и гравий, и остатки облицовки и изоляции.
Мы, журналисты «Тюменского курьера», тоже вместе со строителями начинаем третье лето. Лето встреч со старыми друзьями и знакомыми из «Мостостроя-11» и его «субчиков» (так на стройках обычно называют субподрядчиков).
Eще об одной теме, которая тоже, к сожалению, стала, как считают, неизбежным спутником городской реконструкции, хотя никто это толком не объяснил. С улицы Ленина ушли деревья. Собственно, они не ушли, их спилили.
Нас утешают, как девочку из «Вишневого сада», чеховской пьесы, — не плачьте, мы посадим новый сад, лучше прежнего. Но что нас утешать — каждый видит, с каким трудом приспосабливаются к городской жизни, к воздуху, насыщенному автомобильной гарью, молодые деревья. Мы это видели и видим. И знаем, что эти так называемые «старые» (а на самом деле просто взрослые) деревья выросли совсем в другой атмосфере. А сейчас вокруг них почти миллион человек и наверняка не меньше автомобилей. Некрасовская Саша, которая плакала, когда лес вырубали, жила совсем в других условиях. И то плакала.
Впрочем, всерьез обсуждать эту проблему горожанин, судя по всему, еще не созрел. Не опоздать бы.
И еще одна мысль в тему — человека от стройки огораживают. Деревья улицы Ленина, видно, защиты не заслужили.
ФОТО ВИКТОРИЯ ВОЛКОВА И ЮЛИЯ КОНОНОВА
***
фото: Лето будет жарким, учимся прятаться в тени столбов.;