X

  • 18 Апрель
  • 2025 года
  • № 43
  • 5686

Вклад в чужую жизнь за полчаса

Знаете, как показать, что ты знаешь английский язык? Надо просто рассказывать максимально подробно о предмете повествования. Вас спрашивают о погоде, а вы отвечаете: «Замечательно, спасибо, но весной бывает грязно, хотя, конечно, цветение яблонь — явление сродни волшебству. Однако я предпочитаю лето, потому что люблю удушающую тюменскую жару. К слову, я из Тюмени, это первый город в Сибири, а вы когда-нибудь видели снег?»

ФОТО ИЗ СEМEЙНОГО АРХИВА

В подобных интервью неважно, о чем вы говорите, делаете ли ошибки; секрет в том, чтобы показать, что вы не боитесь разговаривать на иностранном языке. Только с Андреем Щербенком такой фокус не прошел.

Андрей Щербенок — профессор центра трансформации образования школы управления СКОЛКОВО, директор-основатель школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ. Школа появилась, когда я училась на втором курсе университета, и мне было обидно, что она не открылась раньше, потому что я мечтала учиться на английском языке. Три года спустя, буквально в последний день приемной кампании, я отправляю документы на поступление в магистратуру в SAS и иду на собеседование. Решила попробовать поступить, если честно, просто потому, что не хотела работать. Я пришла в школу перспективных исследований, зная, что будет собеседование на английском, и была уверена, что мы поговорим о погоде, я скромно упомяну о том, что я выпускница 21-й гимназии, и все сразу останутся от меня в восторге.

На входе в кабинет подготовки мне вручили репродукцию картины Клода Моне «Завтрак на траве», которую было необходимо описать на английском. Что может быть проще? Я вспомнила несколько выпендрежных конструкций, но в само полотно не особо всматривалась. Решила, что скажу пару слов о французском импрессионизме, от Моне перейду к Мане, которого люблю больше. Да меня вообще остановят секунд через тридцать, я же такая умная, а эти собеседования — формальность.

Eсли вы знали Андрея Щербенка, то сейчас, наверное, смеетесь над моей наивностью. Это было как игра в теннис на двух языках. Впервые я почувствовала, как напрягается и работает мой мозг. Впервые я почувствовала себя «своей». Мы обсуждали черно-белое голливудское кино, я анализировала цитаты на английском, которые мне подавал Щербенок из фильма «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера. Я отбивала его подачи и даже запыхалась. Русский — английский -русский — английский. Это продолжалось минут тридцать, если не сорок. Обсуждая живопись, фотографию, кинематограф, он просил меня смотреть глубже в суть вещей. Анализируйте! Мыслите критически! Я была уже на последнем издыхании, когда директор SAS вынес свой вердикт:

— Вы нам подходите, но я вижу, что вы не хотите здесь учиться.

Не знаю, как он это разглядел, но именно в тот момент я поняла, что должна стать частью этого места.

— Я правда не хотела, пока не пришла сюда и не познакомилась с вами.

Сейчас я учусь в аспирантуре, и мой научный руководитель -Игорь Чубаров, проректор, директор школы метапредметных компетенций ТюмГУ, который тоже присутствовал в тот день на собеседовании в SAS. Не знаю, произошло бы это, если бы не пытливый, дотошный ум Андрея Щербенка, умеющий выворачивать студентов наизнанку в лучшем смысле этого слова. К сожалению, он не вел пары у моего курса, но ему хватило меньше часа, чтобы, не побоюсь этого слова, изменить мою жизнь.

Андрей Щербенок умер на прошлой неделе. Eму было пятьдесят лет.

***
фото: Андрей Щербенок.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта