X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Второй смысл вывесок и дорожных знаков

«Не забывай, что у меня в голове опилки. Длинные слова меня только расстраивают», — говорил Винни Пух. Примерно так же нас расстраивают новые слова. Только-только мы усвоили, чем мастер-план отличается от проекта, а теперь слышим, что разработка дизайн-кода — один из инструментов реализации мастер-плана. Опилки в голове начинают нагреваться.

О том, что такое дизайн-код и как он может выглядеть, на недавней установочной сессии в центре стратегического развития «Сибирь» рассказал архитектор Артем Никитин из ООО «Новая Земля» (партнер института Генплана Москвы). Что такое дизайн-код? Мало кто может объяснить. Артем полагает, что это инструмент регулирования городской среды. Объемный документ, регулирующий разные параметры благоустройства. В нем будет описан дизайн, типология, требования к размещению и внешнему облику информационных конструкций, к навигации (размеры, где можно размещать, из каких материалов изготовить, какие дизайнерские решения применять при выборе цвета, шрифта и т. д.). Многое в городе уже есть, наша цель не упразднить то, что уже сделано, а свести в единую систему.

При разработке дизайн-кода также будут даны рекомендации по облику нестационарных торговых объектов, выдвинуты общетехнические требования к озеленению, покрытию, освещению, праздничному оформлению, архитектурной подсветке (в том числе и к отдельным элементам). Это будут базовые решения-рекомендации по организации городской среды и даже к улично-дорожной сети — основным элементам, световым объектам, знакам дорожного движения, размещению объектов в границе придорожной полосы, парковкам.

Артем Никитин говорит, что для воплощения дизайн-кода необходимо деятельное желание и участие власти, бизнеса и горожан, без них все идеи останутся только в красивых альбомах. Из разработанных в стране 387 дизайн-кодов реализовано пока лишь 20. Лучшие примеры — города Дербент и Улан-Удэ, они получились лучшими именно благодаря такой поддержке.

А не станет ли город красивым, удобным, современным, комфортным, но безликим, спросили спикеров. Разработчики заверили, что их задача узнать город, его историю и культуру, помочь усилить и подсветить черты, присущие только Тюмени.

Вячеслав Правдзинский, представляющий ООО «Академия недвижимости», много работал в Удмуртии, разрабатывал мастер-план Ижевска. Он заметил, что создать один бренд, отразив все смыслы и символы города, невозможно. Нужно говорить про бренды. И навсегда бренд или логотип не изобретешь. Брендирование — процесс постоянный. Важно найти цветовые решения, близкие городу, основные символы и мотивы. Задача — «вытащить локальную идентичность и сделать ее ценностью». Представители дизайнерского сообщества на это заявили, что наработок по бренду в Тюмени скопилось немало, многие из них очень удачные, но так и не нашли отражения в культуре города. Представители института Генплана Москвы и их партнеры заверили, что все наработки будут приняты и изучены, местные дизайнеры обязательно привлечены к процессу формирования мастер-плана.

Специалисты уверены, что если говорить об идентичности Тюмени, сохранить ее не получится без упоминания о купцах и особенностях деревянного зодчества. Чтобы доминантами центра стали действительно ее жемчужины, исторические объекты, нужно ограничить высотное строительство, регулировать жестче нормы застройки. Вспомнить о том, как развивалось судоходство и судостроение, эта тема совсем не проработана. Далее — тюменские ремесла и промыслы, ведь тюменская роспись внесена в реестр нематериального культурного наследия, а горожане не знают ее, гостям не могут показать. Нет пространства, куда можно пойти с детьми на весь день, например, создать ремесленную слободу. Истории покорения Сибири, культовые сооружения, нефть, термы, заводы, особенности ландшафта — все это и есть идентичность Тюмени. Представители студенческого сообщества интересуются, не забудут ли про то, что Тюмень — это и город студентов, вузы почти все расположены в центре, не получилось бы так, что центр станет только объектом туристического показа. Директор театра «Ангажемент» попросил не забыть о молодежном театре, которому давно обещают место в центре. «У нас есть план, мы поделимся с вами, если интересно. Надо вытаскивать молодежь из торговых центров».

ФОТО ЮЛИЯ КОНОНОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта