«Здравствуй, милая мама!»

Говорят, Виктор Худяков был жизнерадостным юношей. Стройным, смуглым, с широким размахом черных бровей. По отношению к нему также использовались эпитеты настойчивый, упрямый, нежный и заботливый. Гордость матери, он мечтал стать летчиком. Эти желание и вера в будущее были настолько сильными, что еще в девятом классе он решил окончить аэроклуб. Конечно, как можно сидеть и ничего не делать, пока небо покоряют такие летчики, как Чкалов, Беляков, Водопьянов?
Выпускной 21 июня. 1941 год. Сколько раз я слышала эту историю! Девочки в белых платьицах танцевали вальс с не менее нарядными одноклассниками, казавшимися такими красивыми в тот романтичный канун взрослой жизни. Преисполненные пьянящего настоящего, они до утра делились мечтами. Но рассвет принес войну. На следующий день в 14 часов по тюменскому времени город узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз.

Виктору было всего семнадцать лет. Вместе с другими мальчишками он проводил дни в сборном пункте военкомата. Став добровольцем Красной армии, осенью Худяков был зачислен в Томскую школу артиллеристов. Как бы ни манило его небо, «артиллерия -бог войны», говорил Виктор. «Я буду артиллеристом, я сам буду расстреливать в упор немцев, пришедших к нам грабить, убивать и насиловать» — приводит, неизвестно откуда, его слова О. Крицкая в газете «Тюменская правда» в сентябре 1945 года, а мы ей поверим. В то время была жива и жила в городе его мать, чью рану от потери сына постоянно ковыряли журналисты. Смею предположить, что Крицкая с ней встречалась. Из того же выпуска «Тюменской правды»: «Крепко обняв мать, он сказал:

— Крепись, мама, и жди. Я сильный, я выдержу и вынесу все. Я люблю тебя мама, люблю нашу семью и люблю свою Родину. Я не могу поступить иначе, должен поступить только так — быть там, где отец мой.

И он уехал, пока что на восток. А мать стояла на перроне вокзала и провожала эшелон глазами, полными слез. Это было ее последнее прощание с сыном».
Мать. Как много боли в этом слове. Не меньше, чем любви. Eе маленький Витя был совсем мальчишкой, когда вражеская пуля догнала его на Земландском полуострове (Восточная Пруссия). Eе сын освобождал Смоленск, Оршу, Борисов, Минск. Считается, что тем самым он покрыл себя неувядаемой славой. Но что с этого матери? Разве ей нужны заметки в газетах, когда ее сыну навсегда остался двадцать один год?
«В полку два дня. Уже сделал два залпа по немцам. Так что начал сам мстить за папу и за Родину. Мама, ты за меня не беспокойся. Только пиши мне чаще».
В 1985 году Средне-Уральским книжным издательством был выпущен сборник писем фронтовиков и тружеников тыла. Эти страницы мужества попали мне в руки совершенно случайно. В ней я нашла письма Виктора Худякова матери:
28.II.42
Вот уже месяц, как я на фронте и написал письмо. Но ответа еще не получил. С опозданием, правда, по поздравляю тебя с 41-й годовщиной твоего рождения, желаю прожить еще десятка три-четыре и 42-ю годовщину встретить со всеми членами нашей семьи.
01.V.42
Вот и праздник подошел. Как быстро идет время! Живу я хорошо. Ты бы посмотрела, мама, какой у меня блиндаж, закачаешься. Светло, как в комнате, и очень уютно. Только вот скучать начинаю немного. Знаешь? Весна, природа и т. д. Хочется иногда потанцевать, с девушкой погулять. Но увы! Война. Ну да ладно, переживем. Можешь меня поздравить с новым званием. Я уже старший лейтенант.
В июле 1942 года Виктор прислал ей фотокарточку в военной форме с петлицами и знаками различия старшего лейтенанта. Он уже участвовал в боях под Ржевом. Четыре месяца как погиб его отец. Мать не сообщила.
14.III.43
На днях получил от тебя две открытки. Это письмо я пишу в перерыв между боями. Мы сейчас все время движемся на Запад…
2.V.43
Здравствуй, милая мама! Получил от тебя два письма. Большое спасибо за поздравление с праздником.
Стоим в лесу. Тепло. Деревья уже распустились… В общем жив и здоров. Жду скорой встречи со всеми вами.
24.V.43
На днях получил от тебя письмо.
Мама, меня приняли кандидатом в члены ВКП(б). В моей боевой характеристике отмечены результаты последнего боя. Я разрушил 2 блиндажа и уничтожил 35 фрицев.
Обо мне не беспокойся. Передавай привет всем.
09.VIII.43
Получил от тебя две открытки и письмо от Нины. Сейчас у нас бои. Время напряженное. Писать особенно некогда. Но не писать я, конечно, не могу. За два дня подавил 4 батареи, 1 минометную батарею, 2ручных пулемета, уничтожил свыше 5. За это получил орден Красной Звезды прямо на поле боя…
24.IX.43
Получил от тебя письмо. Но немного задержался с ответом. Просто не мог выбрать время. Сейчас все время продвигаемся вперед. Как мирные жители рады нашему приходу!
25.IX.43
Спешу тебе сообщить радостную для меня новость, которой я должен гордиться. Нашей части присвоено наименование Смоленской. Теперь мы именуемся Красноярско-Смоленский артиллерийский полк. Живу я хорошо. Продолжаем успешно продвигаться вперед…
23.X.43
Пока есть свободное время, которое бывает сейчас очень редко (идут горячие наступательные бои). Мы уже на белорусской земле. Вот и передай привет Кошелям, что освобождаем их родную землю. Особенного в жизни ничего нет. Правда, снова представлен к награде.
14.I.44
Пишу тебе письмо, не дождавшись ответа. Что-то уже несколько дней нет от тебя писем. Уж не больна ли?
Ну, я живу хорошо. Присвоили мне новое звание — капитан. А ты мне все пишешь лейтенант да лейтенант. Сейчас у нас пока тихо. На днях должен получить второй орден.
05.VIII.44
После продолжительного промежутка пишу письмо. Как ты уже знаешь, у нас произошли большие изменения. Я сейчас воюю в Польше. Так что расстояние между нами все время увеличивается. Скоро войдем на территорию Германии. Здоровье и настроение хорошее. Представлен к третьей награде. Как там у вас идет жизнь?
14.VIII.44
Получил от тебя письмо, из которого видно, что ты не получала от меня уже два месяца писем. Странно, я очень часто пишу тебе. Но, видимо, они не доходят, т.к. мы все время двигаемся вперед, и почта не может обеспечить нас бесперебойной работой.
А я все так же жив и здоров. Воюю, как я уже писал, на подступах к Германии.
Живу довольно хорошо. Я уже писал, что меня наградили третьим орденом.
10.X.44
Извини, что я уже несколько дней не писал тебе. Знаешь, последнее время у меня столько было работы, что для сна оставалось часа 2-3. А о письмах и думать некогда было. Но сейчас пока есть свободное время, вот я и решил его использовать для писем. Живу я хорошо. Здоров. Погода сейчас у нас неважная. Осень. Сыро. Но ничего. Мы ведь обеспечены всем, чтобы переносить все это.
09.X.44
Мама, что-то ты не пишешь о своем здоровье. Я очень беспокоюсь. Когда иду в бой, всегда думаю о тебе.
Три года капитан Худяков шел на Запад. Лицо вчерашнего десятиклассника стало суровым, он возмужал. Грудь его украсили три боевых ордена: «Красной звезды», Отечественной войны I степени и орден боевого Красного Знамени.
В последних письмах, присланных в январе 1945 года, он писал: «Воюем в Восточной Пруссии. Идут тяжелые бои. Но ничего. Настроение хорошее. Ведь бьем немцев на их собственной земле».
Письмо-извещение
06.VII.45
Уважаемая Валентина Ивановна! Командование и личный состав части извещает вас о присвоении Вашему сыну Виктору Леонидовичу посмертно звания Героя Советского Союза (Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 29 июня 1945 года). Мы горды, что в наших рядах был такой доблестный защитник Родины. Дело, за которое сражался Виктор Леонидович, победило. Слава о его подвиге будет вечно жить в наших сердцах. Eго образ будет вдохновлять нас на образцовую постановку боевой и политической учебы, чтобы избавить народы нашей страны от повторения новых войн, отнимающих жизнь лучших людей.
Вы можете гордиться, Валентина Ивановна, таким преданным, храбрым сыном. Мать, воспитавшая его, законно заслуживает благодарности народа, честь которого он мужественно защищал на поле битвы.
Желаем Вам, Валентина Иванов -на, здравствовать на долгие годы.
Боевые друзья Виктора Леонидовича: Командир в/части 06535 подполковник Журавлев, зам. командира по политчасти майор Матвеев, начальник штаба в/части подполковник Родионов, капитаны Аксенов, Коблев, лейтенант Муратов, сержант Хохряков.

Из того же сборника писем:
…Это было 1 февраля 1945 года. Под ураганным огнем противника Худяков провел свою батарею в тыл врага через шестнадцатикилометровую полосу прорыва. Eго батарейцы храбро сражались, поддерживая пехоту, действовавшую во вражеском тылу.
Но силы оказались неравными. Численное превосходство врага позволило ему перейти в контрнаступление, отрезать прорвавшиеся наши части и батарею Худякова.

Восемь суток батарея непрерывно отбивала атаки противника. Враг наседал, поливая позицию огнем из всех видов оружия. Девять раз водил командир своих бойцов в контратаку, истребив при этом более ста фашистов. Получив приказ о выходе из окружения, Худяков храбро и умело повел колонну через огненные заслоны врага. Сутки двигалась колонна под ураганным огнем. На всем пути противник оставил засады пулеметчиков, автоматчиков и самоходных орудий. Подавляя засады, батарея шла на соединение со своими. Радость встречи была очень близкой. Но, достигнув переднего края, батарея приняла еще один тяжелый бой, который стал последним для В. Л. Худякова. Отважный офицер был смертельно ранен. Отразив нападение врага, основная часть личного состава батареи вышла из кольца. Бойцы вынесли тело командира.

Боевое знамя 392-й пушечный артиллерийский полк, с которым Худяков освобождал города, участвовало в Параде Победы в Москве.
О любви и чуть-чуть о матерях
Уже не первый раз я пишу про Героев Советского Союза, и с каждым разом все более скептично отношусь к информации в сети. Я бы не стала писать про Виктора Худякова, не попадись мне эти письма. Двадцать лет Валентина Ивановна не знала, где похоронен ее сын. Из заметки Л. Богдановой, найденной в альбоме, посвященном 30-й годовщине Победы: «И все эти долгие годы она не могла поверить в его смерть. Только в 1965 году побывала в поселке Русском Зеленоградского района Калининградской области, где в братской могиле похоронен Виктор. На встречу матери героя пришли все жители поселка, прибыли моряки Балтийского флота».

29 декабря 1958 года неподалеку от Крестьянских мест улица 2-я Молодежная была переименована в улицу Виктора Худякова. Это была первая улица, названная именем уроженца Тюмени. Меня одновременно смешит и злит выбор улицы. Считали ли чиновники того времени, что дают Худякову вторую жизни, вторую молодость, которой не было? Мне бы хотелось верить, что Виктор успел испытать любовь, прочитать что-нибудь у Толстого и Чехова, искупаться в море, объесться клубникой, ну, что еще? И тут, как бы странно ни звучало, я задумалась, а что надо сделать в жизни к 21 году? Можете поискать в интернете разнообразные «списки вещей, которые должен успеть сделать в жизни каждый». «Увидеть закат на Бали, побывать в Париже, создать свой бизнес, сайт, блог, купить очень дорогую одежду, поиграть с коалами, снять свой фильм, взять автограф у звезды». Пожалуй, здесь можно остановиться, и я все еще надеюсь, что вам тоже больно.

Улица Виктора Худякова замерла мимолетным воспоминанием о его жизни в 541 метр между улицей Самарцева и Колхозной. Eе ребра состоят из улиц Революции, Пышминской, Агеева, Совхозной и Трактовой. Чтобы туда добраться на велосипеде, мне приходится пересечь путепровод, а я совсем забыла, что это то еще приключение: три подземных перехода, один надземный. Нарушив правила дорожного движения, я пересекла дорогу в неположенном месте вместе с подростками «с района», и таким образом проскочила первый переход. Но от второго никуда не деться, а я помню, что раньше это был маргинальный район, да и подростки — персонажи не менее пугающие, чем бомжи или наркоманы. Дальше высокий и длинный надземный переход. В нем передо мной идет человек и постоянно оглядывается. Не с опаской, скорее, даже, наоборот. Этот неприятный мужчина продолжает идти и периодически смотреть на меня с подобием улыбки. И спускается в подземный переход.
Я снова смотрю на карту и понимаю, что могу свернуть на дорогу слева. Там частный сектор. Светит солнце. Пахнет шашлыком и черемухой. Я еду медленно, потому что тротуары — сплошное бездорожье. Того я гляди перевернусь или проколю шину. Я проезжаю улицы Колхозную и Революции, которые переименовали согласно духу времени в 1940 году. Но следующая за ними улица Агеева дает чувство защищенности. Наверное, потому, что я писала о ней. Чуть-чуть заплутав, я оказываюсь на Молодежной улице, проезжаю мимо дома, в окне которого выставлены портреты для «Бессмертного полка». Останавливаюсь у дома на углу, он имеет два адреса: Самарцева, 81 и Виктора Худякова, 17. Необычно, правда? Улица Худякова утопает в яблонях, и на ней стоит весенний аромат. Там сплошь частные дома, что мне только на руку, ведь я ехала сюда с важной миссией — не просто посмотреть на улицу, но узнать у ее жителей, что должен сделать в жизни каждый человек?
Около дома номер 25 я слышу женские голоса, раздающиеся из-за высокого забора. Я решаю привстать на велосипеде, чтобы попробовать увидеть, кто там, и едва не падаю в канаву. Мимо на электросамокате с сиденьем проезжает мужчина в синей форме Schlumberger. Александр сказал, что он из дома 23, который стоит на углу с улицей Трактовой и поэтому тоже имеет два адреса. Мы едем рядом, я рассказываю ему историю Виктора Худякова и задаю интересующий меня вопрос.
— Я даже в это не вникаю, а зачем? У каждого своя судьба. Надо просто жить.
Мы попрощались на углу его дома. За пару кварталов от меня я вижу явно торопящуюся девушку. Хорошо, что я на велосипеде, мне не составляет труда ее догнать! Это Агата Шинкаренко из дома номер 18. Она считает, что каждому надо найти любовь.
— Что делать, если не можешь ее отыскать?
— Верить. Однажды это произойдет!
Я проводила Агату до ямы на улице Самарцева — дальше мы вдвоем бы не вместились на тропинку. Вернувшись обратно на мою улицу, я встречаю мужчину с собачкой. Оказывается, это папа Агаты, Александр. Он говорит, что главное — быть счастливым.
— Надо понимать, что счастье не бывает завтра или вчера. Счастье — это ощущение сиюминутное, поэтому мы должны радоваться жизни, ставить цели, достигать их. Ведь когда мы рождаемся, начинается обратный отсчет.
У углового дома на пересечении с улицей Колхозной стоит информационный стенд о Викторе Худякове и висит мемориальная доска. Я продолжаю колесить по улице и замечаю двух маленьких девочек. Сначала они не обращают на меня внимания. Конечно! Ведь с незнакомцами разговаривать нельзя. Они стоят на тротуаре, а я на проезжей части. Между нами ров.
— Не бойтесь, я же на велосипеде и не смогу до вас добраться.
Мои уговоры срабатывают. Это Маша Кашкарова и София Хисматуллина. Маша учится в 69-й школе, им учительница рассказывала о Викторе Худякове. А на мой вопрос она философски для своих двенадцати лет замечает:
— Полюбить кого-нибудь. А что еще может быть важного в жизни?
— Но если не получится?
— Тогда жить и наслаждаться.
Услышав наш достаточно громкий диалог, подошла Светлана, мама Софии.
— Надо наслаждаться жизнью! -вступает она в беседу.
— Что это значит?
— Делать то, что тебе интересно.
ФОТО КРИСТИНА СEНЦОВА И TOWIKI.RU
***
фото: Виктор Худяков;;Письмо с фронта (фото towiki.ru);;Улица Худякова, 2025 год;Улица Худякова, 2025 год;Улица Худякова, 2025 год;Улица Худякова, 2025 год;Маша Кашкарова и Соня Хисматуллина.
