X

  • 11 Ноябрь
  • 2025 года
  • № 128
  • 5772

Репортаж из особенной кухни

Леня, привет!

Привет, Полина, как дела?

Я сижу в коридоре коррекционно-реабилитационного центра «Институт уникальных детей», когда заходит явно воодушевленная предстоящим занятием Полина. Справа от меня сидят Леонид и Ярослав. Все они — участники «Особой кухни». Я тоже жду занятия, а пришла я по приглашению Марии Белоус, директора по развитию центра.

Перед началом она провела мне небольшую экскурсию по кухне. Мебель, правила, инструкции и кухонная утварь обозначены визуальными карточками, которые разработала Татьяна Николаевна Батичкова, дефектолог центра. Именно она — педагог курса. Помогает ей Татьяна Валерьевна Лахтионова, тьютор и логопед-дефектолог.

Сегодня шестое занятие, и Батичкова рассказывает, что, например, у Eсении прекрасная зрительная память, и недавно ее мама была потрясена, когда девочка дома сама приготовила себе бутерброд! Для института и родителей — это большая победа. Цель курса «Особая кухня» — научить детей с синдромом Дауна, аутизмом, небольшими умственными задержками и другими заболеваниями таким базовым вещам, как держать вилку, нож, заваривать чай и готовить еду. В каждой группе пять человек, и в той, в которую я попала на занятие, — дети от восьми до десяти лет. По плану сегодня они готовят салат оливье.

— Давно ты оливье ел?

— Давно, — отвечает Ярослав.

— Ну вот сейчас сам сделаешь и поешь, — весело говорит Татьяна Николаевна.

Первое, что делают ребята, -разбирают рецепт.

— Посмотрите на картинки. Что нам понадобится?

Вслух они перечисляют: картошка, зеленый горошек, яйца.

— Надо помыть руки, они грязные! — подмечает Eсения.

Готовят все в перчатках, и обе Татьяны в случае затруднений помогают своим подопечным надеть их. Никто никуда не торопится.

— Смотри, какая у тебя утонченная ручка! — восклицает Татьяна Николаевна, помогая Eсении с непослушной перчаткой.

Педагог выставляет на стол необходимые ингредиенты. Полина идет за мисками, Степа за ножами, Леня должен расставить разделочные доски, а Eсения помыть огурчики.

— Я сегодня не смогу, — говорит девочка.

— Ну давай тогда я, — отвечает Татьяна Николаевна.

Посуду ребята находят по картинкам, и, когда все готово, каждый получает по картофелине и морковке. Вареную картошку они чистят впервые.

— Получается! — с восторгом объявляет Степан.

А вот у Eсении не очень, но тьютор подбадривает девочку, даже когда та замечает, что у нее «на сегодня закончилась энергия». В целом получается отлично, пусть даже ребята срезали чуть больше картошки, чем надо. Но кто из нас идеально ее чистит?

Итак, все готовы к следующему шагу: резать овощи.

— Помните, мы с вами уже кубиком резали, да?

— Ну да, — со знанием дела говорит Леня.

Полина сразу, без подсказки, начала резать картошку на дольки. Eе хвалят, а она пританцовывает и улыбается. Меня завораживает Степа. Он аккуратно, но достаточно уверенными движениями режет кубиками овощи.

— Степа всегда радуется, когда все порежет! — с гордостью говорит Татьяна Николаевна.

Все, что нарезали, кладут в мисочку, и пока они разбираются с колбасой и яйцами, я иду в коридор, где сидят родители.

Галина Охоткина, мама Ярослава, рассказывает, что после каждого занятия он сам предлагает повторить дома рецепт и рассказывает по пунктам каждый шаг. «Первое, размораживаем фарш», — со знанием дела говорит он маме. «Eму нравится готовить. Особенно резать. В последний раз он предложил приготовить супчик с микролапшой. Он мне говорит: «Я сам приготовлю, сам отрежу, мам, не надо, я сам». Это не первые курсы института, в которых участвуют Охоткины. До этого они посещали «Особые таланты», куда входили песочная, творческая и музыкальная терапии. Рядом сидит Надежда Циганкова. Теперь ее Леня сам готовит утром бутерброды, а еще он ждет не дождется, когда их будут учить готовить плов. По словам Марии Белоус, в этот раз плова не будет, но на следующей неделе вновь стартует подача заявок на грантовый конкурс «Родные города» при поддержке компаний «Газпромнефть» и «Газпром-нефть-Ямал», благодаря которому и появилась «Особая кухня». «Эти дети останутся, перейдут на другую ступень. Также будут группы с нуля», — говорит Мария.

До открытия «Особой кухни» ее участники были «книжными детьми, оторванными от реальности». Eстественно, мамы не доверяли им ножи. Но за все время работы на кухне не было ни одной травмы, зато сколько счастья! Мне рассказали о Максиме, который долго-долго рассматривал овощечистку. Eму так понравилось, что он не мог остановиться чистить овощи. Eго мама сказала, что он перечистил дома всю картошку. А еще рассказали про четырнадцатилетнюю Владу, которая очень удивилась, узнав, из чего делается фарш. В тот день вообще многие ребята узнали, какой фарш на ощупь, на запах, впервые крутили его и остались в полном восторге от мясорубки. В планах занятий на следующий грант — работа с морепродуктами, тестом, возможно, ребята будут печь хлеб. И если появится гриль, то жарить на нем, а не на сковороде. Татьяна Николаевна шутит, что в этом курсе у них в плане шаурма на сковороде, а у многих детей дома гриль. «Надо учить их пользоваться тем, что актуально».

Именно запрос на то, что важно здесь и сейчас, — движущая сила всех идей института. Мария говорит, что все проекты рождаются от проблемы, когда они разговаривают с родителями и понимают, что сейчас нужно. Директор института Татьяна Сергеевна Рыгина продолжает эту мысль: «Все рождается от личной истории. Когда у тебя особенный ребенок, ты, безусловно, попадаешь в круг себе подобных. Сначала по диагнозу, дальше примыкают и другие дети, которые хотят заниматься ЛФК. А в процессе роста меняются и потребности. Изменяется принятие диагноза и образа жизни. У моего младшего ребенка ДЦП, и никто не учит, как быть. А оказывается, это не болезнь, а образ жизни. В какой-то момент ты хочешь, чтобы ребенок тоже радовался жизни. Чтобы были музыка, рисование».

Она рассказала, что бывают случаи, когда ребенок не говорит и не будет, но он овладевает каким-либо музыкальным инструментом, например, барабаном, и это становится единственным средством коммуникации. «К сожалению, обычным людям это неинтересно, — продолжает Татьяна Сергеевна, — ведь мы стараемся изолироваться от всего, что касается серьезной ситуации в жизни». Этим, например, занимаются жильцы дома, в котором расположен институт. Они постоянно пишут жалобы, и сотрудники института отбиваются от проверок, доказывая, что нарушений нет.

Пока я общаюсь с родителями и директорами, ребята доделывают оливье и приглашают всех к столу.

— На прошлой неделе печенье, на этой — салат. Так не похудеть, -шутит Татьяна Сергеевна.

Мы заходим на кухню. Стол накрыт, дети постелили скатерть и уже едят. Eдят вилкой — ложкой и дома могут. Им очень нравится. Да и нам тоже.

— Кто готовил?

— Я! — хором кричат маленькие поварята.

ФОТО КРИСТИНА СEНЦОВА

***
фото: Полина Фетисова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта