Не демонизировать, а гуманизировать
Никаких онлайнов, только магия живого общения -так прошла молодежная научная конференция, организованная центром урбанистики ТюмГУ «Метро-полисы III: девелопмент и новый кризис городов». Экспертные доклады от мэтров задавали тон, тематические сессии с докладами молодых ученых погружали в мир исследований и аналитики.
Зачем девелоперу ученый
Крупные девелоперские компании захватили жилищный рынок, небольшим строительным компаниям места уже почти нет, цены растут, для многих собственное жилье продолжает оставаться мечтой. Вместе с тем девелоперы, застраивая территории, все чаще преобразуют и пространство рядом — появляются фонтаны, скверы, школы, дорожки и деревья. Девелоперы стараются делать это концептуально, с опорой на историю, исследования и поиски «гения места». Это многим нравится, хотя находятся и несогласные. С прибылью тоже все сложно, потому что покупательская способность сегодня резко снизилась, ипотечные программы доступны малому количеству граждан, а без них купить жилье практически нереально.
Состояние дел позволяет говорить о новом кризисе городов. До науки ли девелоперу? И все же урбанисты, антропологи, социологи исследуют и фиксируют все эти процессы, в их руках надежные инструменты, полевые исследования, большие данные. А что делать, уже решает бизнес. Много вопросов о взаимодействии ученых и девелоперов. Вторые неохотно соглашаются на сотрудничество. А первым важно сохранить независимость и представить объективные данные. Словом, новые трудные вопросы задает современность, и все же совместная работа ученых и девелоперов может быть очень полезной.
Открыли конференцию за круглым столом, обсудив, кто же он, современный девелопер — злодей или благодетель. Во второй половине дня экспертный доклад Михаила Алексеевского «Прикладная антропология для российского девелопмента» пролил свет на то, как сегодня могут сотрудничать антропологи с девелопера-ми. Михаил рассказал о проведенном КБ «Стрелка» предпроектном антропологическом исследовании московского района Зюзино. Московский район с забавным названием попал под реновацию, но девелопер решил не ограничиваться сносом и расселением, а провести реновацию района в целом, включая инфраструктуру. Знакомство с историей района и людьми, его населяющими, привели к интересным выводам. Например, Битцевский парк в понимании зюзинцев — это Зюзинский лес. В общем, оказалось, что жители Зюзино, ведущего свою «родословную» со времен Ивана Грозного, от сельца Зюзино и боярина Зюзи, имеют особый взгляд на место своего проживания. В целом согласны на реновацию, однако, как говорится, есть и опасения. И с этим работать девелоперам, принимать решения, понимая, с кем имеют дело.
Михаил Алексеевский рассказал и о том, с какими запросами чаще всего обращаются девелоперы.
Сегодня, чтобы иметь вес и репутацию, им важно понимать, что нужно людям, как понравиться городу, власти. Запрос номер один -продуктовые исследования: они помогают понять интересы людей и представить оптимальные планировки, организовать подъезды в соответствии с ценностями и запросами, создать внешний вид дома, который понравится, зонировать двор. Второй запрос интересен, как правило, маркетологам — это «портрет покупателя». Для выстраивания маркетинговых стратегий важно представлять, какой он, потенциальный потребитель, почему он покупает, откуда получает информацию, кому доверяет. Ну и третий запрос -«трендвотчинг», то есть попытка понять, какое жилье будет популярным через десять лет, например, когда начинается освоение большой сложной территории, строительство идет не одну пару лет, как сделать так, чтобы в результате не случилась «пыльная вчерашка».
Пространства знания и памяти
Два доклада сессии «Девелопмент и производство пространств знания» были посвящены тюменским историям. Валерия Топорова в докладе «Случай, как один девелопер работает с коммеморацией» рассказала о том, как появилось в Тюмени место памяти Юрия Шатунова. Ведь коммеморация — демонстрация коллективной памяти о значимых событиях и людях, ставших дорогими и любимыми. Как правило, стихийно возникающие места памяти о трагически ушедших, часто кумирах, артистах, певцах, также это места памяти о трагедиях, унесших людские жизни. В первые дни возникновения мемориалы эти наполняются цветами, портретами, свечами, иногда игрушками, если трагедия коснулась детей. Горе утихает, но люди часто создают сообщества и продолжают помнить своих героев. С одним таким сообществом и познакомилась компания «Брусника» при организации конкурса по выбору названия для сквера на улице Первомайской. Небывалую активность проявили поклонники творчества Юрия Шатунова. Со сквером тогда не получилось, но оставить без внимания очень большую, страстную и организованную группу компания не смогла. И в районе новой застройки «Речной порт» родилось место памяти. Это потребовало немалых усилий, однако и радости принесло много. И в день рождения кумира (26 сентября) заброшенное и маргинальное когда-то место наполнилось песнями и голосом Юрия, приехали гости со всей страны, поскольку сильное фан-сообщество объединило людей из разных городов. «Теперь у нас триста тысяч подруг», — подытожила Валерия и добавила, что такие люди горы могут свернуть ради своего кумира.
Да, при организации пространства были и недовольные, среди них жильцы первых домов комплекса. Многоопытные урбанисты не удержались от вопросов о дальнейшем содержании места, уборке, освещении и решении прочих житейских вопросов, без решения которых, безусловно, интересное начинание может превратиться из места притяжения в место отторжения. Также подискутировали и о праве на город, увидев ущемление прав других сообществ и то, что фан-сообщество Юрия во многом состоит не из тюменцев. Словом, ни одно доброе дело не обходится без последствий, однако «Брусника» надеется на силу сообщества, город и себя. И не жалеет, что такое место, единственное в России, родилось именно в Тюмени. Фанаты — это сила, с которой лучше дружить.
