X

  • 11 Ноябрь
  • 2025 года
  • № 128
  • 5772

«Придешь, бывало, домой и давай беседовать о высоком»

Почему один ребенок бойко излагает мысли, а другой, казалось бы, в той же среде, к семи годам не может построить простое предложение? Ответ, как уверяют эксперты, часто кроется не в способностях, а в качестве речевой среды, которую создают вокруг малыша его самые близкие люди.

Поможет бесплатная онлайн-программа «Ребенок — зеркало семьи», разработанная в ТюмГУ. Наталья Аксарина, кандидат филологических наук, доцент, рассказывает: «Эпиграфом к нашей программе стала старая, грустная кавээновская шутка: «До пяти лет я думал, что меня зовут Заткнись». Почему именно она? Потому что проблемы с обучением, социализацией, коммуникацией обусловлены дефицитами семейного речевого общения и некорректно организованным общением. О том, как с ребенком общаться правильно, как организовывать тематические беседы, какие элементы общения должны поддерживать правильное речевое развитие, а каких ни в коем случае не должно быть — об этом наша программа».

Программа построена на современных научных достижениях в области онтолингвистики (изучающей детскую речь), психолингвистики и педагогических методиках. Отдельный блок программы посвящен изучению связи речи и мышления: как важнейшие логические, когнитивные умения и навыки личности развиваются или не развиваются в зависимости от качества семейного речевого воспитания.

Программа призвана рассмотреть типичные ошибки в семейном речевом воспитании и предложить возможности их предупреждения. Например, нам кажется логичным для удобства и простоты заменить «машину» на «бибику», «яйцо» на «коко». На самом деле эти лексические суррогаты не помогают, а мешают, уверены специалисты.

«Я всегда студентам на занятиях говорю: если семейная речевая культура низкая, недостаточная для того, чтобы ребенок в ней разносторонне развился, то никакого развития не состоится, — продолжает Наталья Аксарина. — Родители для ребенка — абсолютный авторитет, и речевой тоже. Поэтому если папа не кабели кладет, а ложит кабеля, то ребенок тоже будет ложить кабеля. Выше семейного речевого потолка человек, как правило, не прыгнет».

Одна из самых болезненных тем современных родителей — содержание семейных разговоров. «Eсли круг разговоров в семье не выходит за рамки бытовых забот, как это называл Дмитрий Лихачев -«круга бытовых забот», то, конечно, у ребенка с трудом накапливается речевой опыт. С детьми нужно говорить о книгах, о театре, о кино. А наш любимый вопрос к ребенку: «Ты прочитал «Дубровского?» И на этом все. Как вести эти разговоры, мы тоже будем обсуждать».

Старту образовательной программы была посвящена пресс-конференция в доме журналистов в среду, 15 октября. Обучение пройдет 24-25 октября. Участие бесплатно, но нужна регистрация. Тем участникам, кто успешно справится с итоговым заданием, выдадут удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Отвечая на вопрос, может ли программа помочь детям с серьезными трудностями в становлении речи, Наталья Аксарина пояснила, что многое тут зависит от характера трудностей. «Мы не врачи, не неврологи и не логопеды. Медицинских рекомендаций не даем. Но мы будем говорить о том, какие особенности речевого поведения ребенка должны заставить родителей насторожиться. Eсли ребенок регулярно не дописывает или не договаривает слова, пропускает звуки, меняет их местами — это система, и ребенку нужна не воспитательная мера, а помощь специалиста. Наша программа поможет родителям, у детей которых нет серьезных проблем со здоровьем, но есть трудности с организацией речевого взаимодействия».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта