X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Свистать всех наверх и найти капитана

«Высокие сосны, стволы вековые, / Прямые, как мачты больших кораблей. / Высокие сосны шумят, как живые; / Их ветер качает, шуршит меж ветвей». Эти слова Владислава Крапивина очень точно описывают одно из моих любимых мест — лесопарк имени Гагарина.

Хотя теперь он не всегда умиротворяет. Последний год здесь стало шумно, и часто запах выхлопных газов перебивает запах сосен. Не знаю, корабельные ли они, да и моря здесь нет. Но птицы поют утром так же звонко, как и раньше. Здесь приятно гулять, бегать, ездить на велосипеде по хорошим дорожкам. Или забрести в глубину и найти землянику, подснежники и прочую лесную красоту. Можно представить, что именно в этом лесу бродила-мечтала Ассоль. Да, моря нет, но есть озеро, образованное рекой, небольшой, условно судоходной, а большие реки начинаются с малых. Вот и причал, старый ржавый корабль…

В лесу на пригорке огорожен участок старого кладбища. Как оказалось, не самого старого. В книге Александра Иваненко «Прогулки по Тюмени» я прочитала, что между деревнями Парфенова и Мысовская на левом берегу Туры более трехсот лет «шумел обычный для тюменских окрестностей сосновый бор. <…> Обе деревни, каждая на своем краю бора, устроили кладбища, где, впрочем, хоронили и жителей Тюмени». Парфеновское кладбище сохранилось, а мысовское снесли. «По рассказам старожилов, там были мраморные и гранитные памятники, надгробные плиты художественной работы. Теперь на месте кладбища в лесу проложены дороги, тропы. Люди ходят по ним, не догадываясь, что внизу лежит прах нескольких поколений их предков. Сохранилось небольшое кладбище, сформировавшееся в сосновом бору уже после того, как снесли старинное». Именно здесь, за небесного цвета оградой стоит белый памятник с надписью под распятием: Плахин Пантелеймон Андреевич. И, как подобает надписи на памятнике, две даты: 9.08.1894 -3.09.1955. Портрета нет. Надпись хорошо видна, ограда высокая, букетики искусственных цветов. Нет, не заброшенный это памятник. Старинное имя, сейчас таких не сыщешь…

Совсем рядом (не больше десяти минут ходу) обнаружится короткая, всего 338 метров, улица, носящая ту же фамилию, что и на памятнике, только уточняя: улица Капитана Плахина. Да, Пантелеймон Андреевич был капитаном.

Однако познакомиться с капитаном оказалось не так просто. Кое-какая информация нашлась: вся жизнь отдана водному транспорту, начал свой путь матросом еще до революции, капитаном стал в 1937-м, в годы Великой Отечественной войны перевозил по Оби плоты леса и другие грузы, необходимые фронту, после водил большегрузные плоты по речным северным путям. Отмечен государственными наградами, среди них два ордена Ленина, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», удостоен звания «Лучший капитан Министерства речного флота СССР». Капитан пароходов «Коммунар» (1937-1941), «Армения» (1942-1952), с 1952 — капитан теплохода «Куйбышев», последние годы жизни трудился на Тюменском судостроительно-судоремонт-ном заводе. Избирался депутатом Тюменского городского Совета депутатов трудящихся. Eго имя было присвоено колесному пароходу еще при жизни, а в 1977 году спущен на воду ледокол «Капитан Плахин».

…Хотелось подробностей, и я пустилась в путь. Подумала, что воспитанники расположенного на соседней улице детского морского клуба «Алый парус» обязательно знают что-то о капитане. Ошиблась. В учебной части мне сказали, что ничего им неизвестно, разве что одна из сотрудниц этого учреждения призналась, что ходит на работу именно по улице Капитана Плахина. Из героев предложили адмирала Федора Федоровича Ушакова, о нем и о других можно почитать на стендах рядом с кабинетом. Там же увидеть рынду (корабельный колокол), карту на старинный манер и еще некоторые экспонаты морской и корабельной жизни. В школу № 48 попасть мне не удалось. В клубе «Водник» -тоже никаких данных о Плахине, ни как о капитане, ни как о работнике завода. Рядом с ДК небольшое кафе, на стенах которого много всего: как вязать морские узлы, разные изображения, описания, подумалось, что уж о «гениях места» (капитанах, корабелах, судостроителях) тут что-то я разузнаю. Снова ошиблась. Информационный центр в строящемся жилом комплексе «Речной порт» компании «Брусника», активно исследующий историю тюменского судостроения и судовождения, также не располагает информацией о Плахине.

В общем, полевые поиски результатов не дали. На просторах интернета нашлась интересная новость о сотрудниках ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний», поддержавших в 2024 году акцию «Бессмертный автополк». Так вот старший научный сотрудник, врач-фтизиатр, доктор медицинских наук Татьяна Тюлькова пишет: «Мой прадед Плахин Пантелеймон Андреевич — капитан речного флота, участник трудового фронта». Татьяна Eвгеньевна оказалась не правнучкой, а внучкой и сообщила мне, что не многое, может добавить к уже известному мне: сейчас она живет и работает в Москве; жива и одна из дочерей капитана, ее мама, но и ей добавить нечего, так как Пантелеймон Андреевич умер, когда девочке было восемь лет, а в 1966 году умерла и мама, жена капитана.

Кто же мне еще поможет, раздумывала я. Конечно, библиотека! Наталья Иванова из библиотеки № 12 подсказала, что в таких случаях пользуется сайтом Госкаталог.РФ. Там мы обнаружили оцифрованные документы, хранящиеся в Тобольском историко-архитектур-ном музее-заповеднике: две почетные грамоты, диплом судоводителя, удостоверение об избрании депутатом районного Совета депутатов трудящихся от Мысовского избирательного округа, трудовую книжку (часть), сообщение о награждении (указом Президиума Верховного совета СССР от 4 ноября 1953 года) орденом Ленина за выслугу лет и безупречную работу на водном транспорте, билет депутата Тюменского городского Совета депутатов трудящихся и, ура, диплом и депутатский билет — с фотографиями Пантелеймона Андреевича.

Пока я занималась поисками, вспомнила еще одного капитана.

«И так вот всякий капитан»

«Стоят на пристани пассажиры, ждут парохода.

— Вон, вон, кажется, «Пушкин» идет. Отвечают портовые люди:

— Правильно, это Стратонов. Пассажиры:

— «Пушкин» ведь?

— Ну да: Николай Исаич. Пассажиры переглядываются — вот неучи какие моряки: не знают, что Пушкин — Александр Сергеич. Николай Исаич Пушкин! Вот дураки-то.

А Николай Исаич стоит на мостике «Пушкина», глядит в бинокль и рявкает из бороды:

— Права… еще права. Так, так держать!

И знает Николай Исаич, что весь «Пушкин», от верхушки мачты до днища, — все это он — Николай Исаич. И что когда посадит он «Пушкина» на мель, никто не скажет: «Пушкин» напоролся, а прямо будут говорить:

— Николай Исаич на мель сел. Стратонову скулу помял… пять футов воды в трюме… И так вот всякий капитан».

Борис Житков, рассказ «Николай Исаич Пушкин»

В этой профессии много героического и романтического одновременно, а еще много тяжелой работы. Стать главным, не побывав матросом, не пройдя большой путь службы и обучения, не получится. Каждый понимает: быть капитаном трудно, ответственность на нем огромная. Недавний мой герой Борис Житков (я писала об улице его имени, есть такая в Тюмени), прежде чем стать писателем, тоже был капитаном, у него я многое узнала. Например, как трудна и опасна эта работа, что романтики на самом деле в ней немного, и что «не судно ходит, а капитан. Не судно гибнет, а…».

Уверена, что быть капитаном речного судна так же ответственно и тяжело, как и большого морского лайнера. Особенности у каждого, конечно, свои, престиж и прочие вещи. И нужны они каждый для своего. И тут важно, как ты выполняешь свою работу, насколько любишь дело. Судя по количеству наград, по пароходу и ледоколу, Пантелеймон Андреевич любил и свое дело, и реку, и корабли, и людей.

Позволю себе еще один небольшой отрывок из Житкова (жили они почти в один исторический период, оба капитаны, а тут еще и о ледоколе речь):

«Пароход летел прямо в затор, сейчас, сейчас вонзится. Пароход ударил лед пологим форштевнем (выступающее ребро на носу), выскочил, задрался нос, и сразу смолкли голоса под мостиком. Ледокол влез носом на лед и стал, тужился машиной. И капитан и помощник, сами того не замечая, напирали на планшир мостика, тужились вместе с ледоколом… Капитан глянул на себя в зеркало. Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет. Не узнавал красного человека и от глаз не мог оторваться: сам на себя смотрел. А утром стал бриться и увидал, что виски седые».

«Так тружусь я всегда, / так тружусь и живу, /забываю во сне, / чем я был наяву, / постоянно бегу, / постоянно спешу, / привожу, увожу, / привожу, увожу. / Так тружусь я всегда, / очень мало стою, / то туда, то сюда, /иногда устаю». (И. Бродский «Баллада о маленьком буксире»)

Ледокол, построенный в Финляндии в 1977 году, несет службу и сегодня. Такие ледоколы (тип «река-море») способны работать во льду толщиной до метра при четырехметровых глубинах. Используются для проводки караванных судов в условиях сложной ледовой обстановки, а также в ограниченных акваториях портовых сооружений. Об этом я прочитала на сайте медиагруппы «ПортНьюс», здесь же в апреле 2025 года опубликована новость о выделении средств на ремонт в том числе ледокола «Капитан Плахин», завершить ремонт должны были в сентябре этого года.

Трудяга-ледокол проводит сквозь льды корабли, спасает рыбаков, принимает участие в фестивалях.

Вот несколько историй из его жизни:

«Ледоколы Росморпорта «Капитан Николаев», «Мудьюг» и «Капитан Плахин» приняли участие в фестивале ледоколов — большом городском празднике, который ежегодно проходит на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге после окончания периода ледовой навигации в Балтийском бассейне. В этом году фестиваль прошел с 1 по 4 мая и был посвящен празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. За четыре дня мероприятие посетили порядка 80 тысяч гостей».

«Ледоколы торжественно прибыли на место проведения фестиваля под звуки духового оркестра. С 2 по 4 мая на ледоколах действовал режим открытого борта. В составе экскурсий на палубы поднялись более 18 тысяч посетителей, которые узнали об устройстве и характеристиках судов, а также их работе по обеспечению ледокольных проводок в зимнем сезоне».

«Ледокол «Невская Застава» еще до разводки Дворцового моста ночью 3 декабря начал расчищать путь до Благовещенского моста. Далее к операции подключился ледокол «Капитан Плахин». С помощью ледоколов и буксиров сухогруз «Пола Калиста» покинул место ледового плена и благополучно прошел разведенные Дворцовый и Благовещенский мосты до чистой воды».

«В ночь с 6 на 7 марта 2013 года ледокол «Капитан Плахин» вышел в район дрейфа оторвавшейся от берегового припая льдины с находившимися на ней рыбаками. С использованием сил и технических средств Северо-Западного регионального центра МЧС России рыбаки были подняты на борт ледокола. Все спасенные, состояние которых было удовлетворительное, доставлены ледоколом в морской порт Усть-Луга».

(По материалам сайта korabel.ru)

Архивный день

Государственный архив Тюменской области помогает восстановить документы, прикоснуться к истории семьи, города, области, страны. Читальный зал не пустует. Сюда приезжают не только из Тюмени и ближних сел-городов. Специалисты архива терпеливо разъясняют правила и помогают сделать заявку. И мне помогли. В назначенный срок я получила 17 конвертов с документами, касающимися трудовой жизни Пантелеймона Плахина, а также с началом жизни ледокола «Капитан Плахин» (1977 год). Самыми интересными оказались автобиография и личный листок по учету кадров, потому что заполнял он их сам. Почерк у капитана хороший, не крупный и не мелкий, подпись красивая. Хотя учиться Пантелеймону пришлось немного, образование во всех документах указано — начальное (шесть классов). Вот что пишет он в автобиографии: «родился в 1894 в семье крестьянина-бедняка в селе Ярково Ярковского района Тюменской области. Родители умерли в 1908 году. Остался малолетним <сиротой>. Работал батраком в своем селе до 1911 года, в 1911 году приехал в Тюмень, работал дворником на постоялом дворе Воложанина до 1913 года. В 1913 году 1-го марта поступил в пароходство Плотникова матросом. Работал до 1915 года октября месяца. В ноябре 1915 был призван в армию, из армии по ранению был демобилизован в 1918 в феврале месяце. В марте 1918 поступил снова в пароходство Плотникова матросом и штурвальным. Прошла национализация флота, проработав до 1923 года, уволился и поступил в Горрыбтрест». Так, почти без знаков препинания (я их поставила сама) капитан описывает начало своего пути. Дальше — штурвальный, лоцман. Работа в Нижне-Иртышском пароходстве на разных судах. В 1934-м — первый штурман парохода «Д. Русихин», обучение на курсах судоводителей в Омске, штурман парохода «Усиевич», наблюдающий капитан парохода «Лозьва». В феврале 1937 назначен капитаном парохода «Коммунар», проработал на нем до 1941 года. «В мае 1941 был назначен капитаном п/х Армения, где и работаю по настоящее время. В 1942 году вступил в кандидаты в члены ВКП(б), в 1945 году вступил в члены ВКП(б)».

Автобиография написана 4 мая 1952 года. Как я поняла в дальнейшем, автобиография была нужна для аттестации на звание капитана 3-го класса эксплуатационной судовой службы. С 1952 года — капитан теплохода «Куйбышев» в Омске, последний пароход был в Тюмени и носил имя «Правда». Тюмень, Тобольск, Омск — города, в портах которых работал капитан Плахин. Семейное положение -женат, двое детей, место жительства — д. Мыс, ТюмСРЗ.

Eсть в деле газета «Советский Иртыш», № 100 (6036) от 27 декабря 1977 года, на четвертой странице в рубрике «Имя на борту» -статья Л. Скрябиной «Капитан Пла-хин». Статья о пуске красавца-ледокола. Eсть и рассказ о капитане, именем которого назван не только новый ледокол, но и буксирный пароход, который при жизни Плахина ходил по Иртышу и Тоболу. Имя дали по ходатайству руководства пароходства, политотдела и баскомфлота (профсоюзов), сменив устаревшее — «Аврал». Здесь же написано, что Пантелеймон Андреевич первым придумал способ сопровождения — толкание большегрузных возов. Рассказ о знаменитом капитане завершают строки: «Так бывший батрак, крестьянин глухой сибирской деревеньки стал известным и уважаемым на Иртыше капитаном, чье имя теперь на борту мощного красавца-ледокола, словно принявшего эстафету от первых трудяг-пароходов, на которых показывал образцы геройского труда большой и мужественный человек капитан Плахин». Ледокол открыл навигацию в северных широтах Иртышского бассейна в январе 1979. Об этом сообщает та же газета «Советский Иртыш» 17 января 1979 года. И вправду богатырь, который, перебравшись в Санкт-Петербург до сих пор несет свою ледовую службу.

В журнале «Речной транспорт» в феврале 1978 года в статье «Золотой фонд Иртыша» можно познакомиться со знаменитыми в то время капитанами. Среди них и Пантелеймон Плахин. Судьбы многих героев описывают схожие ситуации, как из матросов становятся капитанами, есть и несколько фотографий героев, но Плахина нет среди них, видимо, и вправду был скромным наш капитан, «большой труженик голубых дорог», так назвал его автор статьи Н. Суриков.

Сохранились и небольшие документы, отпечатанные на машинке, интересно их держать в руках, рассматривать подписи. Например, есть направление в поликлинику водников, заключение ВКК, радиограмма о приказе министра от 05.06.1953 г. о присвоении очередного персонального звания капитана речного флота 3 класса, расписка об ознакомлении с Уставом о дисциплине работников на речном транспорте Союза ССР и обязательстве беспрекословно и в точности его исполнять. Eсть и выписка от 10.09.1954 года из приказа об освобождении от должности капитана парохода «Куйбышев» с одновременным назначением капитаном парохода «Правда», а «отгул недоиспользованного отпуска в количестве 10 дней тов. Плахину предоставить в межнавигационный период». Как сообщает дополнение к листку по учету кадров, Плахин был еще и капитаном каравана СРЗ (судоремонтного завода).

Последняя запись в документе: «исключен из списков личного состава в связи со смертью 3.09.1955». Так завершилась жизнь капитана Плахина, мальчика из Ярково, потерявшего родителей в 14 лет, бывшего батраком, дворником, матросом, штурвальным, лоцманом, капитаном. Революция, две войны, на одной из которых он служил рядовым, ранение. И долгая работа на сибирских реках. Тяжелая и ответственная. Об остальном можно только догадываться, ведь документы не расскажут, как ему, мальчику, юноше и взрослому мужчине, жилось, что думалось, о чем мечталось, было ли страшно… Раньше об этом не говорили, тем более не писали. Из автобиографии, написанной в 1952 году: «За период работы был награжден орденом Ленина и медалью за безупречную работу и ряд почетных грамот и другие поощрения, также три раза был премирован именными часами». Вторым орденом Ленина капитана Плахина наградили 4 ноября 1953 года за выслугу лет и безупречную работу на водном транспорте.

«Я прохожу по улицам твоим» (С. Маршак)

Улица Капитана Плахина зеленая и уютная. Здесь 15 домов, как водится, самых разных — давно построенных и новых, возведенных на месте старых. Начало -от школы № 48, последние дома совсем рядом с парком Гагарина, неподалеку — могила Пантелеймона Андреевича, где-то здесь, возможно, на соседних улицах, жил и он. Школьники всех возрастов проходят-пробегают, живут свою жизнь горожане, на смену одним приходят другие. Не знаю, хотели бы люди, именем которых названы улицы, чтобы так увековечили их личность, совершенные подвиги и достижения. У них не спросишь. Кто-то, наверное, хотел, кто-то нет, кто-то просто не думал, что такое может быть, не догадывался, что их жизнь станет примером. Как часто, когда задаешься такими вопросами, приходишь к ответу, что все же сохранять память нужно, и это нужно больше нам, чтобы не прервалась нить. Буксирный пароход «Капитан Плахин» ходил по северным рекам еще при жизни Пантелеймона Андреевича, интересно, как это ему отзывалось? Теперь можно только гадать, как и о многом другом. Хочется верить, что не только смущался, но и радовался. Такой капитан обязательно был смелым, думаю, немногословным, предположу, что мудрым и сильным. Справедливым. Так думаю, в это хочу верить.

Сегодня мало кто знает о капитане, именем которого названа эта маленькая улица, а все же он был настоящим и мужественным человеком, прожил хорошую, хоть и трудную жизнь, работал для нас. Сегодня, возможно, другие ребята хотят стать капитанами, даже в нашем маловодном краю. Надеюсь, кто-то заинтересовался личностью Пантелеймона Андреевича, хотя бы тот добрый мужчина из Мурманска, с которым мы разговорились в парке (я решила, что он наверняка имеет отношение к району, заводу и речникам, но нет, зато много лет жил в морском краю), а может быть, юноша, спросивший меня на вахте колледжа, почему интересуюсь капитанами. Он хорошо знает улицу Капитана Плахина, а вот о капитане нет, не слышал. Мне точно приятно было со всеми поговорить, посмотреть в глаза Пантелеймону Плахину. Жаль, что никто уже не помнит, каким он был дома, как встретил любовь, находил ли время для семьи (видимо, очень мало), что ел на завтрак, любил ли петь, делал ли зарядку… Прав поэт: «У каждого — свой тайный личный мир. / Eсть в мире этом самый лучший миг. / Eсть в мире этом самый страшный час, / но это все неведомо для нас. / И если умирает человек, / с ним умирает первый его снег, / и первый поцелуй, и первый бой… / Все это забирает он с собой».

Я же теперь точно знаю, куда мне хотелось бы зайти, если придется быть в Тобольске, Омске и, конечно, Санкт-Петербурге, а в парке Гагарина я каждый раз машу рукой памятнику на пригорке, приветствуя капитана Пантелеймона Андреевича Плахина: ведь мы почти знакомы.

ФОТО ГАЛИНА ЖEНИХОВА, архив Тобольского музея, ГАТО-Государственный архив Тюменской области, korabel.ru

***
фото: Пантелеймон Плахин (фото из архива Тобольского музея);На улице Капитана Плахина в Тюмени;На улице Капитана Плахина в Тюмени;Пароход «Правда», капитаном на нем был Пантелеймон Плахин (фото ГАТО-Государственный архив Тюменской области);Ледокол «Капитан Плахин» 2013 года постройки (фото korabel.ru);Памятник Плахину Пантелеймону Андреевичу на мысовском кладбище.

Поделиться ссылкой:

  • Татьяна

    Спасибо, Галина, за добрую статью о дедушке, за тактичность и понимание! Всем людям за память! Удачи и творческих успехов вам, Галина, а газете — процветания

Ответить ТатьянаОтменить ответ

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта