Обращение
К муниципальному сообществу председателей комитетов по вопросам местного самоуправления СФ и ГД
Дорогие друзья!
Мы стоим на пороге Нового, 2010 года.
Чем был знаменателен для муниципального сообщества год уходящий?
Вступил в полную силу 131 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Первоначальный период после его принятия характеризовался многочисленными дискуссиями, сомнениями, апелляциями к законодателю: многим хотелось усовершенствовать только что принятый закон. В текущем году всем стало очевидно, что даже самая ожесточенная экспертная полемика и кропотливая юридическая работа не заменят и не отменят работу на местах. Происходит перемена в умах. Люди стали думать не о том, как бы еще улучшить закон в теории, а какие возможности существующий закон уже сегодня предоставляет на практике.
Появился первый опыт муниципальной работы в новой правовой ситуации. Из этого опыта, который бережно и тщательно собирает Министерство регионального развития РФ при содействии ОКМО и ВСМС, рождается уникальная база лучшей российской муниципальной практики.
Наметилась цель: максимум общественно-полезного продукта при оптимуме издержек. Наметилось и главное средство для достижения этой цели: муниципальное творчество, которое помогает неординарно и эффективно решать самые повседневные, рутинные проблемы. На новый уровень взаимодействия выходит межмуниципальное сотрудничество, повышается роль советов муниципальных образований в субъектах.
Второе «событие» уходящего года — это глобальный кризис, продолжение которого сказывается в России — от столиц до «глубинки».
Власти федеральные и власти региональные борются с кризисом, используя свои стратегии. Муниципалитеты стали активными операторами по внедрению антикризисных программ на территориях.
Волнует всех муниципальная главная кризисная проблема — моногорода. Когда-то они создавались для обеспечения всем необходимым фронта, затем — для обеспечения общесоюзного планового хозяйства. Тогда считалась рациональной предельная специализация. Сегодня, когда в России рыночная экономика, интегрированная в мировую, мы знаем, что кризис может поражать целые отрасли. Моногорода и монопоселки должны учиться делать не только стратегически важную продукцию, но и сами обеспечивать себя многим из того, что необходимо для жизни. Никто, кроме думающих о завтрашнем дне муниципалов и бизнесменов, не сможет ускорить этот процесс, обеспечивающий разнообразие в местной экономике.
Вывод: надо по-новому взглянуть на устройство жизни в поселениях с монопрофильной экономикой. Это привело к появлению нового направления работы Минрегиона, что подробно освещалось на страницах журнала «Муниципальная Россия».
Третье «событие» уходящего года — начало принципиально нового обучения муниципальных кадров.
Кадры нельзя готовить «вообще», то есть неведомо для чего, на всякий случай. Кадры можно готовить только для решения вполне определенных задач. Сегодня, с окончательным вступлением в силу 131 Федерального закона, общее направление муниципальной политики определилось всерьез и надолго. Значит, для ее реализации нужен новый муниципальный авангард — не только умеющий решать конкретные задачи, но и понимать стратегию. Каждый муниципал должен понимать свой маневр.
В 2009 году по инициативе Минрегиона организован и успешно проведен Всероссийским Советом местного самоуправления при поддержке ОКМО конкурс лучших муниципальных идей, образований и программ. Победителям в 29 номинациях вручены призы.
Правительством России поручено разработать концепцию подготовки кадров для МСУ. Действующая система подготовки и переподготовки кадров, разработанная совместно Минрегионом и Академией народного хозяйства РФ, успешно функционирует. Ее необходимо развивать. По поручению Министерства регионального развития России ОКМО и ВСМС обращаются к муниципалам России с просьбой предоставить свои замечания и предложения по вопросу кадрового обеспечения муниципальных образований.
Важнейшим событием являются инициативы президента РФ Д.А. Медведева по усилению роли представительных органов МСУ. Мы только начинаем учиться работать при этой новой системе. Надеюсь, что полномочия и реальная ответственность депутатов местных органов власти, которыми их «наделил» своей инициативой президент РФ, действительно повысят качество управления, что позволит улучшить жизнь жителей больших городов и малых сел.
И еще одна новость уходящего года: у Общероссийского конгресса муниципальных образований появилась собственная информационная площадка -журнал «Муниципальная Россия».
Журнал в России — больше, чем журнал. А у ОКМО — тем более. «Муниципальная Россия» — это именно площадка, на которой встречаются и обмениваются мнениями не досужие мыслители вроде «пикейных жилетов», спорящие, кто из муниципальных политиков — голова, а кто — нет. Нет, здесь ведут между собой беседу на своем языке именно практики муниципальной сферы. Кроме того, журнал «MP» осуществляет две чрезвычайно важные функции, которые больше не выполняет ни одно издание в России: он доводит суть государственной политики до органов местного самоуправления и обеспечивает обратную связь муниципалов с федеральными властями. Теперь у практиков управления на местах есть возможность высказать свою позицию, а у представителей государства — услышать «голос с мест».
В будущем году нам вместе предстоит реализовать идею модернизации, которую высказал президент в своем Послании Федеральному Собранию. Что это значит — модернизация? На самом деле, это означает очень простую вещь: мы совместными усилиями должны стремиться к эффективному государству. А эффективное государство складывается из качественной, ответственной и продуманной работы всех участников системы публичной власти в стране.
Надеемся, что наступающий 2010 год для всех Вас, дорогие коллеги, станет интересным и насыщенным, удачным и плодотворным!
С Новым годом!
Председатель Комитета СФ ФС РФ по вопросам местного самоуправления,
президент ОКМО
СМ. Киричук
Председатель Комитета
ГД ФС РФ по вопросам местного самоуправления,
председатель ВСМС B.C. Тимченко