Что мешает памятникам жить?
Сегодня официально завершилась реставрация Ильинской церкви. Она вошла в список 13 памятников архитектуры Тюменской области, которые приведены в порядок в этом году.
О том, что еще удалось сделать, чтобы сохранить и другие памятники Тюмени, вчера на пресс-конференции рассказала Надежда Коломийцева, руководитель комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области.
— Если говорить об Ильинской церкви, то, считаю, нам повезло с подрядчиками, выполнившими работу, — говорит Надежда Владимировна. — Все сделано в срок и качественно. Мне нравится, что у церкви получился такой «петербургский» цвет, напоминающий о дворцах северной столицы. Неизвестно, какого цвета изначально были стены Ильинской, но результатом я очень довольна.
Работники комитета ожидали, что 2009 год окажется для них трудным по части финансирования. Однако сделать все же удалось не меньше, чем в прошлые годы.
Итог такой: в этом году профинансированы работы по сохранению 41 объекта. До 2011 года планируется провести работы по сохранению 139 объектов, завершить реставрацию 52-х.
Надежда Владимировна называет цифру — около 700 миллионов рублей. Именно столько в этом году в области потрачено на сохранение памятников. Большая часть денег, что сформировала эту цифру, поступила из областного бюджета. Другая часть — из федерального, еще одна часть — от инвесторов.
— Объясню, почему профинансирован 41 объект, а отреставрировано только 13. Для остальных ведется разработка проектно-сметной документации, иногда этот процесс занимает несколько лет. Проект реконструкции -дело серьезное, ведь надо сделать не лучше, чем было, а так же, как было.
Комитет в ответе не только за крупные сооружения, которые можно смело назвать визитной карточкой города, но и за все дома, на которых есть табличка «Охраняется государством». Поэтому пристальное внимание уделено нескольким деревянным домам по улице Дзержинского -NN 28, 30, 32. По словам Коломийцевой, улица Дзержинского может представлять интерес для туристов.
На пресс-конференции прозвучал и вполне закономерный вопрос о том, почему многие памятники деревянного зодчества находятся в таком ужасном состоянии: окна без стекол, покосившиеся двери, общий неухоженный вид.
— Невозможно сразу заниматься всеми объектами, — поясняет Коломийцева. — К тому же, начиная реставрацию памятника (а она занимает, как известно, не один год), мы всегда волнуемся: а будут ли деньги в следующем году? Сможем ли мы завершить начатое? Поэтому и политика такова, что не начинаем новое, пока не закончили старое.
Но не стоит думать, что комитет никак не заботится о тех деревянных домах, которые, как вы говорите, в ужасном состоянии. Они законсервированы, то есть проведены работы по их укреплению. После консервации дом может выглядеть даже хуже, чем до нее, но зато он меньше разрушается и дождется своей очереди на реставрацию. Конечно, дерево (речь ведь именно о деревянных памятниках) — «самая уходящая натура», камень служит дольше, но мы стараемся успевать приводить эти дома в порядок.
Не только строго регламентированный бюджет не позволяет отреставрировать большее количество памятников, но и острая нехватка специалистов.
— Большая проблема — отсутствие умельцев в Тюмени. А ведь когда-то были ремесленники. Теперь же приходится приглашать из других регионов. Еще сложнее найти тех, кто может реставрировать фрески. Эту работу всегда оставляют напоследок, когда заново укреплены стены. В Троицком монастыре, например, восстановлена только часть росписи, верхние ярусы пока в прежнем состоянии. И я не могу назвать даже приблизительных сроков, когда можно будет закончить реставрацию. Дело в том, что в северной стене пару лет назад образовалась трещина, поэтому не рискуем пока ее заново расписывать.
Комитет в свое время предлагал руководству академии культуры, искусств и социальных технологий и архитектурно-строительного университета открыть новые специальности. Тогда можно было бы обучать, например, резчиков по дереву или каменщиков. К сожалению, пока эту идею реализовать не удалось, но Надежда Владимировна рук не опускает. Уверена, что в итоге свои мастера в Тюмени появятся.
Еще одна проблема, с которой то и дело сталкиваются сотрудники комитета — некачественная работа подрядных организаций, которые берутся за строительные работы в ходе реконструкции того или иного памятника.
— Часто не укладываются в сроки работы, — перечисляет Надежда Коломийцева. — Заменяют одни стройматериалы другими. Все это, разумеется, отражается на качестве. При первых же морозах, казалось бы, восстановленный фундамент здания покрывается сеткой трещин. Соответственно, подрядные организации, недобросовестно выполняющие свои обязанности, облагаются штрафами. Нередко дело доходит до суда. Если организация плохо себя зарекомендовала, она попадает в так называемый «черный список», то есть ей уже работу не доверят.
Словом, проблем, с которыми каждый день сталкиваются работники комитета, множество. Но храмы и деревянные домики Тюмени все же понемногу приобретают свой первоначальный вид.
— Приглашаю всех полюбоваться Ильинской церковью! — напоследок сказала Надежда Коломийцева.
***
фото: Ильинская церковь;дом Буркова на ул. Дзержинского;еще один дом-памятник на той же улице.