X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Федор, помнящий родство

Иногда интересные люди находятся сами.

Так, в преддверии новогодних праздников редакция «ТК» неожиданно получила подарок: на пороге появился пожилой мужчина — Федор Дуб. Пришел не с пустыми руками — принес толстую папку. На обложке — надпись: «1830 — 2005. Вечно живые».

— Не знаю, заинтересует ли вас моя работа, — скромно сказал.

Знакомьтесь: Федор Иванович Дуб, уроженец села Таврическое, что в Омской области. За труд в военные годы награжден медалью. Окончил авиационную школу радистов, летал стрелком на военных самолетах. После армии стал строителем. В Тюмени живет всего несколько лет, их с женой перевез сюда сын.

Федор Иванович — один из тех, кто хорошо помнит, что такое война. Хотя воевать не довелось (в 1941 году ему было только 13 лет), он, как и многие другие, в то время провожал на войну отца и старшего брата. Так же ждал вестей с фронта, и надеялся, что родные вернутся живыми. И, как многие другие, — не дождался.

Заглядываю под обложку папки, а там родословная его семьи — с 1830 года до наших дней.

Даже тот, кому ни разу не довелось работать в архивах с бумагами, сразу поймет, какой колоссальный труд проделан. Он занял у Федора Ивановича 20 лет!

Его увлечение, которое переросло в большую и кропотливую работу, началось, когда Таврическому исполнилось 100 лет. Старожилы начали собирать сведения, касающиеся истории села и его основателей. Присоединился и Федор Иванович, которому родственники рассказывали, что его прабабушка Надежда Ивановна родила едва ли не 20 детей. Велика вероятность, что кто-то из этой большой семьи оставил след в истории Таврического.

В архивах ему удалось найти церковную книгу, куда записывались имена тех, кого крестили в то время.

— Там указано, что прабабушка родила десять сыновей и трех дочерей, — говорит Федор Иванович. — Думаю, что записи об остальных детях просто не сохранились. Я начал собирать сведения и… не смог остановиться. И сейчас мой альбом нельзя назвать полным, но я не теряю надежды найти новые сведения.

Дома у Федора Ивановича обустроен маленький музей: в форме генеалогического древа на стене развешены фотографии родственников.

— Так вышло, что у меня получилась не просто родословная, а военный альбом, — продолжает он свой рассказ. — Потому что 28 человек участвовали в войнах! От многих других этот альбом отличает только то, что все солдаты — одна семья.

Сквозь строгие сухие слова официальных документов и написанных автором справок проступают портреты близких людей, истории их жизней, нередко трагические.

Дед Федора Ивановича в первые восемь месяцев Великой Отечественной потерял сразу трех сыновей, и в 1943 году, так и не оправившись от потери, умер от разрыва сердца.

Федор Дуб как никто другой знает, что война убивала не только на полях сражений, но и в глубоком тылу.

— На моего двоюродного брата Петра, который тоже воевал с фашистами, трижды приходила «похоронка», — качает головой Федор Иванович.

— А он не погиб? — догадываюсь я.

— Да живым вернулся! Потом, уже читая альбом, я нахожу эту историю с «похоронками». Трижды Петр Дуб был ранен, но каждый раз после лечения в госпитале возвращался на фронт и оттуда писал родным, что «жив-здоров, продолжаю бить фашистов». А семья, получив очередную горькую весть, уже оплакала его…

История распространенная: в военные годы такие ошибки случались нередко. Вот только мы радуемся этим ошибкам, а матери Петра Меланье, которая раз за разом переживала гибель родного человека, эти ошибки стоили дорого. Она не выдержала и сильно заболела…

Вот они, копии «похоронок». Торопливо выведенные батальонным писарем строки. Страшные названия граф: убит, умер от ран, пропал без вести… нужное — подчеркнуть.

Фотографии, копии важных семейных документов, даже план села Таврического образца 1900 года и многое другое, что раскрывает историю семьи — тоже в этом альбоме.

Федор Иванович сделал несколько копий своего альбома, подарил омским музеям, школам, военкомату. Не раз выступал перед школьниками.

Наверное, он прав, считая, что уже в юном возрасте человек должен хоть что-то знать о своих предках. Потому что интересоваться родными людьми, которые жили до нас, мы зачастую начинаем поздно — когда умерли наши прадеды и прабабушки, и спросить уже просто некого.

… Живя в Тюмени, Федор Иванович каждый год в День Победы возвращается в родное село к мемориалу воинам Великой Отечественной. Он расставляет фотографии погибших родных и зажигает свечу.

***
фото: Федор Дуб демонстрирует свое генеалогическое древо;собранный им альбом.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта