Репарация сказочном старший
В театре кукол сыграли премьеру новогодней сказки.
Пьесу Маршака «Двенадцать месяцев» сильно сократили, но не в ущерб сюжету: все понятно, основные персонажи на месте. И что важно, сказка осталась сказкой, волшебной и отчасти нравоучительной.
В «Ангажементе» тоже уже готова «елочная» постановка: «День рождения Снегурочки» по пьесе В. Илюхова. Пока ее проверили на своей, внутритеатральной публике, и она приняла «День рождения…» очень хорошо. Премьера назначена на 24 декабря.
Оба спектакля добрые и не нудные. Видно, что рождены для радости, что актерам не противно играть (другое дело, как они будут чувствовать себя к концу марафона…).
У театров скромные финансовые возможности, денег на постановку они или совсем не получают, или получают недостаточно, но зрители не должны заметить это, постановщики замаскировали бедность. В «куклах» маскировка получилась более удачной, чем в «Ангажементе», но следует учесть, что в «куклах» намного раньше начали подготовительную работу.
Новогодние сказки — неминуемый элемент репертуара. От них не ждешь открытий, им не предназначено стать вехой в развитии. Они должны быть, и никуда не денешься. Они обеспечат высокие сборы: при любом качестве постановки, при минимальном вложении. Была бы сказка, а уж продать ее — сумеют! Это урожай для жизни в следующем году.
Удивительно, что при таких условиях наши театры умудряются не халтурить и даже экспериментировать. Не всегда удачно, но засчитаем хотя бы попытку.
Уже несколько лет в театре кукол был явный перекос в сторону шоу, спектаклей, напоминающих концерт с различными развлекательными эффектами, и в основном шла игра живым планом, куклы играли вспомогательную роль.
Назрел вопрос: а может, театр «экспериментирует» по той простой причине, что здесь разучились ставить большие кукольные спектакли?
И вот главный режиссер Сергей Грязное и главный художник Сергей Перепелкин решились на спектакль давно ожидаемого формата.
Действие «Двенадцати месяцев» не выходит за границы рамы, выстроенной на сцене. Сказочный лес — натурально сказочный, город — миниатюрно пряничный, дворец — просторный и нарядный. Кружится новогодняя метель, куклы блистают нарядами…
Сверх того есть специфические театральные чудеса; например, Принцесса «пишет» на доске слова, и не только маленькие, но и некоторые взрослые зрители недоумевают, как она это делает.
В «Дне рождения Снегурочки», спектакле, поставленном режиссером Олегом Гетце и художником Игорем Сидоровым, чудес маловато, но предусмотрены другие удовольствия: взрослые могут оценить остроумные реплики, а дети реагируют на призывы помочь положительным героям.
Удачнее прочих в «Дне рождения…» получилась Снежная Баба Светланы Соловьевой (актриса работает первый сезон в труппе «Ангажемента»). Смешная неуклюжая толстуха, в голосе которой звучат застарелая обида на судьбу и неизлечимая простуда.
А в «Двенадцати месяцах» самым ярким персонажем стала Королева Татьяны Лузиной. Актриса слилась с куклой; иногда кажется, что это сама Татьяна двигается в раме, а не кукла под ее управлением — настолько Королева переняла характерные движения и черты актрисы.
Судя по обоим спектаклям, театры вместе со всей страной взяли курс на «старое доброе прошлое». Постановщики словно бы специально старались создать традиционнейшие произведения, обратившись к воспоминаниям о советском детстве. Правда, отступы от традиции все же есть.
В «Двенадцати месяцах» использована флэш-анимация, она помогла постановщикам менять картины действия, превращать зимний лес в весенний, выстраивать дворец и город, поднимать и успокаивать вьюгу, возводить сугробы и стаивать снега и т.п. Это современный и достаточно экономный способ трансформации сценического пространства.
Не вписывается в традицию и сценография Сергея Перепелки-на. Куклы этого художника слишком индивидуальны. Они красивы и большеглазы, но не умиляют миловидностью. Не чувствуется в них типичного для кукольной сказки оптимизма. Инакость проявилась особенно четко в братьях-месяцах: каждый создан тщательно и с любовью, каждого можно разглядывать отдельно, но в то же время братья-месяцы -близнецы, соединенные в языческий хоровод, и веет от них чем-то потусторонним.
Также и лес: чудесный, волшебный, дремучий, то есть отвечающий требованиям сказочности, но предельно условный, из абстракционистских пятен и разводов, которые только при нужной подсветке преобразуются в густо переплетенные ветви.
«Двенадцать месяцев» масштабнее, чем просто новогодняя постановка.
***
фото: сцены из спектакля «Двенадцать месяцев» и картинки праздника у новогодней елки в театре.;сцены из спектакля «Двенадцать месяцев» и картинки праздника у новогодней елки в театре.;сцены из спектакля «Двенадцать месяцев» и картинки праздника у новогодней елки в театре.;сцены из спектакля «Двенадцать месяцев» и картинки праздника у новогодней елки в театре.