О брошенных собаках
Уважаемая редакция! В газете «Тюменский курьер» N222 за 2 декабря напечатана душещипательная статья «День и ночь в собачьем приюте», автор Наталья Перминова.
В своей статье автор описывает, что в районе ММС по улице Голышева, 1, открыт «Пункт временного содержания безнадзорных животных». Сюда жители города могут сдать своих любимых собак, которых по каким-то причинам не смогли содержать, т.е. не рассчитали свои возможности. Но кто-то может и забрать.
Не удивительно, когда любимое чадо просит, упрашивает, чуть ли не вымаливает, чтобы родители приобрели ему щенка — а он будет хорошо себя вести и учиться, ухаживать за ним, выгуливать, подтирать лужи, кормить и т.д. Трудно устоять перед такой просьбой.
Но вот щенок появился в семье, и сразу же возникли проблемы, перечисленные выше. Энтузиазма и терпения хватает на какой-то небольшой срок, а затем — наступает разочарование, а где-то и злость. И новая проблема: куда девать щенка?
Кто-то отдает щенка обратно владельцу, кто-то дарит соседям, а иные — увозят на дачу или отпускают гулять самостоятельно на улицу, и там он теряется.
Есть, конечно, люди (это большинство), которые, взяв щенка в свою квартиру, сразу же устанавливают ему статус члена семьи со всеми вытекающими последствиями.
Помню, как в 1955 году, когда я работал на ДОКе «Красный Октябрь», у нас под штабелем пиломатериала ощенилась бездомная сука, которую мы всем цехом всегда подкармливали. Принесла пять щенков. Когда они немного подросли, мы разобрали их по домам. Одного из щенков взял я. Но по прошествии пяти-шести месяцев малыши стали умирать от чумы, и последним, 9-месячным, пал мой Дозор… Видимо, такова была их судьба.
В 1957 году я приобрел щенка восточно-европейской овчарки (сейчас это немецкая овчарка), и с того времени, вплоть до 2002 года, у нас в семье постоянно был породистый пес. Тогда же начал заниматься служебным собаководством: дрессировал, проводил экспертизу на выставках, прошел путь от новичка до судьи республиканской категории.
Почему пишу об этом? Да потому что, кто меня знает — тот великолепно помнит, как работали мои собаки и что они могли защитить в любую минуту, как верные друзья.
Когда люди берут щенка к себе в дом и затем по каким-то причинам не могут его содержать (вымахал крупным или очень мал; слишком злобен или, наоборот, ласков; заболел; семья переезжает на новое место жительства и т.п.) — как правило, остается он один на вольных хлебах и вполне естественно вливается в группу ему подобных. И вот уже стая собак обживает один район, а вторая — другой и т.д.
Одних подкармливают, другие — добывают еду из мусорных ящиков. Порой бывает боязно подойти к ящику, и многие бросают пакеты с мусором рядом: не дай Бог собака укусит.
В меня самого однажды большая собака вцепилась своими мощными зубами в ногу. Только благодаря тому, что на мне были прочные джинсы, все обошлось синяком. А если бы это была женщина или ребенок — с кого спросить?
Совсем не случайно граждане просят, требуют у администрации города отлова бездомных псов. Но возникает вопрос: куда девать отловленных и что с ними делать в дальнейшем?
Первый вопрос решили вроде бы очень оригинально: запустили пункт временного содержания безнадзорных животных.
А что делать с ними дальше? Стерилизовать и снова отпускать на вольные хлеба? Получается, от чего ушли — к тому и пришли.
Если уж приобрели щенка, но нет возможности его содержать (или это взрослая собака или кошка), то увезите своего питомца в ветлечебницу и поставьте укол — не такие уж это большие деньги, зато и людям досаждать не будете, и собака (кошка) мучиться не будет.
Отловленных собак я бы предложил содержать в этом временном пункте три-пять дней (а также и тех, которых привозят и сдают) — и затем усыплять, если их никто не взял. А если кто-то сердобольный возражает — пусть приезжает, забирает и берет заботу на себя.
Юрий Лысков, собаковод -любитель