X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Очень скользкий вопрос

О чем стоит сто раз подумать, прежде чем менять старое на новое? О красоте? О выгоде? Или о безопасности?

Ответ, казалось бы, однозначный. Необходимы и первое, и второе, и третье. Но фокус в том, что без соблюдения правил, ни внешний лоск, ни грядущие дивиденды не имеют никакого смысла. Это аксиома, проверенная временем. Однако количество ее нарушений подсчету не поддается. Те самые грабли, на которые не устают наступать и набивать себе шишки.

О чем речь? Да о тротуарном покрытии! Пока город был закатан в асфальт, никто и не знал о существовании такой проблемы, как хронический гололед. Причем не зависящий от погодных условий.

Раньше жизнь пешеходов зимой осложняла лишь небесная канцелярия, которая могла после оттепели внезапно послать заморозки, теперь же эту «высокую миссию» на себя взяли строители. Кто-то и когда-то посчитал, что укладка доброго старого асфальтового слоя -процесс устаревший и слишком хлопотный, и предложил использовать «хорошо зарекомендовавшую себя в Европе» тротуарную керамическую плитку (производство которой в Тюмени в начале 2000-х годов начало стремительно набирать обороты). Но погнавшись за внешним блеском и прибылью, не подумали о том, как полированная поверхность изделий поведет себя зимой. Будет ли выполнять эта красота свое главное функциональное назначение — обеспечение передвижения горожан.

Цена просчета стала ясна в первую же зиму. Тротуары, покрытые отполированной плиткой, стали собирать ежедневную дань для травматологических пунктов. Особой урожайностью отличалась площадь возле Центрального рынка. Три с лишним тысячи ее «квадратов» представляют реальную угрозу для всякого ступившего. Не сосчитать, сколько людей упало здесь за эти годы (плитку положили в 2002 году), сколько переломали руки-ноги, получили сотрясения мозга, сколько человеко-дней потеряно в результате длительных больничных и, не дай Бог, полученной инвалидности, сколько денег люди выложили из своего кармана на лечение полученных травм.

Только за последний месяц травматологическим отделением второй областной больницы принято 150 пациентов, поскользнувшихся на улице. Конечно, не все они упали в одном месте. Хотя именно площадь Единства и Согласия устойчиво пользуется у горожан дурной славой (ее даже обозвали «дорогой смерти»!), и многие научились передвигаться здесь, как… по минному полю.

Не меньше опасностей таят в себе и «входные группы». Следуя моде, арендаторы помещений выбирают для ступеней гладкую мраморную плитку. Присыпанная минимальным слоем снега, она превращается в «противо-пешеходную мину». Один неловкий шаг — и вы в гипсе. Конечно, уважающий себя предприниматель делает шаги навстречу клиентам — настилает на белый мрамор резиновые покрытия. Но некоторые считают, что эти заботы можно отодвинуть на второй план. Экономят на безопасности не только маленькие магазинчики, но и успешные финансовые структуры. Владельцы кивают на арендаторов, арендаторы — на владельцев, стараясь прикрыться от ответственности «коммерческой тайной», «частной собственностью», «экономией» и «временными трудностями». А в это время люди падают на одних и тех же ступеньках.

Впрочем, в будущем году «скользкое дело», похоже, приобретет новый поворот. В управе Центрального округа вышли с предложением провести муниципальный конкурс на проведение работ, связанных с нанесением специального антискользящего покрытия на тротуарную плитку перед Центральным рынком. Технология, которую собираются применить, носит название «мастер-файбр». Раньше она использовалась, в основном, для защиты спортивных дорожек на открытых стадионах. На основу наносят тончайшее (примерно 712 миллиметров) полимерно-резиновое покрытие, обладающее высокой износо- и морозостойкостью, влагоустойчивостью. Его не травмируют ни колеса легких снегоуборочных «бобкэтов», ни тяжелых тракторов типа «Беларуси». А если все-таки порыв произошел — дырку можно легко заштопать, вырезав и заменив повреждение.

Технологией производства такого покрытия владеют несколько тюменских фирм, а также соседние предприятия — в Екатеринбурге и Челябинске, которые тоже могут принять участие в конкурсе. Победит тот, считают в управе, кто сможет выполнить все требования контракта.

Правда, есть в этом, безусловно, хорошем и долгожданном начинании одна тонкость. Если при производстве покрытия «мастер-файбр» не соблюсти хотя бы одно из технологических требований (например, сэкономить на количестве или качестве резиновой крошки, сократить время полимеризации клея, использовать не ту технику), то вместо десяти гарантийных лет полимерная сцепка начнет рассыпаться после первых морозов.

Печальный опыт проведения конкурсов, когда зачастую выигрывает тот, кто предложит максимально низкую цену, говорит, что и эта панацея может обернуться не спасением, а наказанием.

Может, дешевле снова все закатать в обычный асфальт? Лишь бы люди не шли «на полусогнутых» и не падали, калечась.

***
фото: Скользкая площадь;На такой «шипованной резине» преодолевают скольжение скандинавские старушки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта