X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

101 портрет… И 102-й, ваш собственный!

Имена многих людей, что изображены на этих портретах, потерялись в веках. Но тот, кто попадет на выставку «101 русский портрет», которая сейчас работает в музее изобразительных искусств, поймет: имен и не нужно.

Обо всем говорят глаза — стоит только подольше задержаться у очередного портрета, и покажется, что ты этого «неизвестного» вроде где-то и видел. Забывается, что он, «человек на холсте», жил несколько сотен лет назад…

Все произведения, представленные в экспозиции, — коллекция русской классической живописи из золотого фонда Тюменского музейного комплекса им. И.Я. Словцова. Впервые горожане могут увидеть такое количество портретов кисти русских художников XVIII, XIX и начала XX века в одном месте.

Однако посетителей наверняка порадует не только обилие классических художественных полотен, но и их оригинальная подача. На выставке очень органично сосуществуют шедевры прошлого и современные технологии, которые позволяют зрителю получить более полное представление обо всех экспонатах. Например, почти в каждом зале расположены сенсорные киоски. Это такие высокие тумбы, на экране которых можно выбрать один из портретов, слегка нажать на изображение пальцем и прочитать о нем подробную информацию. Очень удобно, если вы не любите ходить по выставкам вслед за экскурсоводом.

Кстати, отстать от экскурсовода здесь вполне возможно — экспозиция состоит из десяти залов. На входе посетителю предложат путеводитель, где есть схема расположения. Это чтобы не заблудиться, а еще чтобы знать, в каком зале и какой именно портрет можно отыскать. Потому что выставка выстроена не по хронологическому принципу, а тематически.

В первом, красном, зале посетители могут увидеть портреты, написанные в эпоху Петра Великого. Следующий зал — зеленый, и в нем — картины времен Елизаветы Петровны. С одного на нас чуть лукаво смотрит «Девушка с розой в волосах»…

Есть здесь и «зал русской деревни»: портреты изображают сельских жителей, их лица просты, открыты и очень естественны. А в одном зале и вовсе располагается импровизированная мастерская: вдоль стен висят автопортреты художников, а рядом стоит мольберт с неоконченным портретом…

Экспозиция, кстати, предоставляет возможность почувствовать себя немного «исследователем живописи» — в одном из залов установлены мультимедийные экраны, на которые все портреты выводятся в очень крупном формате — так, что виден каждый мазок и цветовая игра…

Можно и слегка отдохнуть — поиграть в интерактивную игру. В зале времен Елизаветы Петровны посетитель найдет стенд с миниатюрными портретами девушек с непременной мушкой на лицах (это небольшой кусочек бархата, который дамы тех времен приклеивали в виде родинки). У кого-то мушка над губой, у кого-то — на щеке. Зритель может приклеить такую же себе, а затем… развернуть портрет и выяснить, что же это значит. Мы, например, узнали, что у нашего фотокорреспондента Виктории непреклонный характер — она прикрепила мушку над бровью…

Так зритель может немного отвлечься от созерцания картин. Ведь на портреты, наверное, смотреть сложнее всего — через взгляд и мимику людей, изображенных на них, зритель воспринимает их судьбу и характер, энергетику, если хотите.

Кстати, отправляясь на выставку, стоит иметь в виду, что там вы найдете, все-таки, не 101 портрет… Сто вторым будет ваш собственный! В последнем, желтом, зале, в большом зеркале.

***
фото: Среди первых гостей выставки – тюменские художники Михаил Гардубей, Юрий Юдин и Александр Новик;В одном из залов;Искусствовед Наталья Паромова начинает первую экскурсию.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта