«Скрипка — язык, на котором я говорю»
Эту скрипку держал когда-то в руках император Наполеон Бонапарт. Потом он подарил ее самой красивой женщине Франции — мадам Рекамье. А в прошлом веке инструмент, получивший к тому времени имя собственное -«Рекамье», был еще раз подарен одним любящим человеком другому — великому скрипачу Мише Эль-ману его женой-американкой. Эльман не расставался с этой скрипкой до конца своей жизни.
Скрипка «Рекамье», созданная в 1727 году, — одно из самых известных в мире творений великого Антонио Страдивари. Не за ее историю, а за ее удивительное звучание, которое называли: «сладкий звук Эльмана».
Сегодня скрипка «Рекамье» находится в Тюмени. Ее «сладкий звук» услышат обладатели билетов на сегодняшний концерт двух молодых, но уже знаменитых японских исполнителей — скрипачки Саяко Шоджи и пианистки Ю Косуге.
На вчерашней пресс-конференции молодые, но уже известные в мире музыканты оживленно беседовали с тюменскими журналистами. Саяко, ей двадцать четыре года, а выглядит она еще моложе, рассказывала о себе и своих учителях (одним из них был россиянин Захар Брон), о музыке в своей жизни, о необъяснимой для нее самой тяге к Сибири. Она абсолютно убеждена, что музыка может сделать человека лучше.
И скрипачка Саяко, и пианистка Ю обычно выступают в сольных концертах. Но однажды их представили друг другу, и так образовался уникальный дуэт. «У нас скрипка не сопровождает фортепиано, и пианист не аккомпанирует скрипачу. Это гармоническое сочетание», — сказала Саяко.
По нашей просьбе Саяко раскрыла футляр и показала скрипку «Рекамье». Скрипка молчала. Наверное, отдыхала перед сегодняшним концертом.
***
фото: Саяко Шоджи и «Рекамье».