Только вмосто ми поболим!
«Что это? Очередная машина по выкачиванию денег из родственников наркоманов и алкоголиков? Больница в лесу, которую выдают за фонд? Круглосуточно, анонимно и бесплатно? А так бывает?» — вопросы кружились в моей голове.
Я набирала номер телефона, который значился на баннере с рекламой общероссийской благотворительной общественной организации «Преображение России».
— Алло! — ответил мужской голос.
— Здравствуйте. Я корреспондент газеты «Тюменский курьер». Мне бы хотелось написать о вашей организации.
— Да, конечно. Когда вам удобно?
— Завтра. Днем.
— Договорились.
… Алексей встретил меня у подъезда. Невысокий, худой, с короткой стрижкой, голубоглазый и улыбающийся.
— Здесь находится филиал, которым заведую я. Мы снимаем пятикомнатную квартиру, в ней на сегодняшний день живут десять человек. Давайте я вас в коттедж отвезу. Там больше народа. По дороге все расскажу.
Пока за окном машины мелькали дома, магазины и перекрестки, Алексей вводил меня в курс дела.
— Наша организация была создана в Кемерово и существует уже одиннадцать лет. Городов, где теперь есть филиалы, — множество. Филиал в Тюмени действует два года. Открыли его мы с ребятами, которые прошли реабилитацию. Я раньше был зависимым от наркотиков. Десять лет употреблял. Несколько раз хотел бросить. Когда один пытался «пересидеть» — ничего не получалось. Максимум, сколько мог вытерпеть, — три дня. А однажды маме на работу визитку «Преображения» принесли. Она говорит: «Давай еще раз попробуем. Вдруг это поможет?» И помогло! Здесь была поддержка ребят, которые знали, что подсказать и как поддержать.
Машина останавливается около коттеджа из красного кирпича. Возле железной двери на ограде висит синяя табличка с изображением Георгия Победоносца.
— Я в фонде уже три года. Жену здесь нашел… Проходите! — открывает дверь Алексей.
Навстречу нам выбегает большой ротвейлер.
— Жиган, фу! — ровным тоном произносит Алексей. Но пес даже не пытался нападать. По характеру огромная собака — словно игривая болонка. Оно и ясно: восемь месяцев, маленький еще.
— Здесь у нас столовая, — показывает Алексей. — Из нее вход в комнату девушек. А справа — зал.
На диванах в комнате сидели семеро мужчин. Все с интересом смотрели телевизор.
— А что вы смотрите? — спросила я.
Оказывается, фильм «Пираты Карибского моря».
Обвожу я взглядом комнату. Ничего необычного не замечаю. Разве что гобелен с изображением Христа, висящий на стене, несколько не вписывается в антураж.
— К нам обращаются не только те, кто зависим от чего-либо, но и те, кому просто негде жить, -Алексей поднимается по лестнице. — Сначала они проходят медосмотр. Вещи, в которых они прибывают сюда, сразу выкидываются. Выдаем новое. Затем они проходят курс реабилитации.
Возле холла на стене висит благодарственное письмо.
— А, это… — остановился Алексей, заметив мой заинтересованный взгляд. — Мы сотрудничаем со школой N 79. Там же дети особенные. Пришел к ним один наш парень. Знаете, какой первый вопрос задали школьники? «А вы сидели?» Мы проводили для этой школы недавно рок-концерт.
Между тем, наша экскурсия продолжается. Узнаю, что наверху располагаются спальни мужчин и гостиная с аквариумом.
— Мы не организовываем наши центры где-то в лесу. Нужно не изолировать человека от общества, а научить жить в обществе. Я был в одном из таких «лесных» центров. Мама, когда я сильно «употреблял» и почти все из дома вынес, заплатила деньги. Меня закрыли. И что? Через месяц я вышел и со всеми вещами до ближайшей точки доехал. Для меня это было как освобождение. Черточки ставил — ждал последнего дня. Потом только хуже стало. Человек должен сам захотеть избавиться от зависимости. Иначе ничего не получится.
— А я здесь замуж вышла, — в комнату вошла улыбающаяся голубоглазая блондинка. — Меня Наталья зовут.
— А вы сюда как попали? — спрашиваю.
— Я из Кемерово, — начала она.
— Пять лет наркотики употребляла. Я и в больнице лежала, и кодировалась… Дома ночь нормально проспать не могла. А приехала в центр и с первой ночи спать начала. Все говорят, что здесь какая-то атмосфера. благоприятная.
В комнату забежал Жиган, обошел комнату и исчез на лестнице.
— Он у нас за порядком смотрит, — смеется Наталья. — Знаете, здесь люди на самом деле меняются. Образуют семьи, работают, учатся жить по-новому. Был такой случай: прожил наркоман тридцать лет и ни разу не работал. А пришел к нам и начал трудиться. Ему становится интересно, он может по 12 часов в сутки не останавливаться. «Кто на работу?» — «Я!» — «Кто на работу?» — «Я!» Родители звонят: «А что там мой Игорюша делает?»
— «На работу уехал» — «Зачем вы врете? Он тридцать лет прожил и ни разу не работал».
— Но если даже дорогие клиники с врачами не помогли, то как у вас получается?
— Здесь человек попадает в морально устойчивую среду, -объясняет Наталья. — Сотрудники центра сами были в различных зависимостях. Эти люди могут объяснить и помочь так, как ни один психолог и врач не сумеет. Самое сильное средство -собственный пример. Говоришь: «Просто посмотри на меня. Я был такой же. Я смог — и у тебя получится».
— А вы не боитесь, что можете вновь вернуться к наркотикам?
— О том, что сейчас все может начаться снова, даже нет мысли, — Алексей и Наталья переглянулись. — Потому что трезвая жизнь куда лучше той, прежней! Ты все видишь и чувствуешь иначе. Например, что трава зеленая и что после дождя она пахнет особенно. А когда употребляешь наркотики, этого не замечаешь. Там нет никаких красок, одна серость. Живешь от дозы до дозы…
— Мы находимся на самообеспечении. Снимаем себе дома. Ребята по городу убирают мусор. Занимаются погрузками, разгрузками. В общем, беремся за любую неквалифицированную работу. Никакие государственные организации не помогают центру. Мы хотим двигаться дальше, попросить, чтобы нам в бессрочную аренду выделили здание. Чтобы оплачивать только коммунальные услуги. Давайте мы вам третий филиал покажем. У нас там информационный центр скоро будет. Вот только Интернет подключим.
От коттеджа на улице Самар-цева направляемся в Заречный микрорайон.
— Раз в неделю к нам приезжает отец Николай, — Алексей выруливает на улицу Ленина. -Ребята из всех трех центров собираются в одном. Слушают. И многие тянутся. Когда человек в беду попадает, всегда вспоминает о Боге. Но религия не является обязательным условием пребывания в центре.
— Да. Мы не религиозная организация, — подтверждает Наталья.
— Просто у нас мораль христианская: не пить, не курить, не материться. И мы этого принципа придерживаемся.
Подъезжаем к небольшому дому. Справа от калитки расположился небольшой палисадник. Слева — выход в огород. Небольшая деревянная лестница, ведущая в дом, застелена разноцветными дорожками. В прихожей в кресле возле входа сидит маленькая женщина. Она аккуратно выстригает объявления о грузоперевозках. Наш приход не произвел не нее никакого впечатления.
— Справа по коридору — сестринская. Прямо — братская, -показывает Алексей. — В этой комнате проводятся чтения, а здесь — столовая. Мы дружно живем. Помогаем друг другу, поддерживаем.
. Они готовы помочь всем, кто придет с бедой. Если вы или ваши близкие попали в зависимость от наркотиков или алкоголя — обратитесь за поддержкой сюда. Связаться с общественной организацией «Преображение России» можно по телефону 8-922-267-33-33.