Ловкач не обманет судьбу
До премьеры «Женитьбы Фигаро» больше двух месяцев.
Сейчас в Тюменском драмтеатре идут репетиции. Спектакль ставит режиссер Андрей Лапиков.
Важно, что спектакль предназначен для большой сцены. До сих пор не удавалось освоить ее, разве только Александр Горбань более-менее успешно заполнял пространство громкими и яркими шоу, но шоу -это не лучший вариант для театра.
Андрей Лапиков вместе с художником Алексеем Паненковым намерен сгладить стилевое противоречие между залом и сценой, максимально сблизить их, преодолеть отчуждение, отстраненность зрителей от сценического действия. Насколько я поняла, в «Женитьбе Фигаро» нарисуют богатую картину, в которой зал отразится, как в зеркале.
Выбор пьесы говорит о том, что искали материал для роскошного зрелища. «Женитьба Фигаро» представляется подходящей, у нее соответствующий культурный шлейф: здесь и опера Моцарта, воплощенная в пышных постановках, и совет Пушкина насчет шампанского, и заснятый на пленку, десятки раз показанный по телевизору спектакль театра Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли, со всеми этими завитушками, париками и камзолами…
Чудится, что «Женитьба Фигаро» — это непременно весело! Легко и пьяняще. «Нашу мысль и нашу шутку, милый зритель, уясни, здесь смешался глас рассудка с блеском легкой болтовни».
Даже если судить только по основной сюжетной линии, зрелище должно получиться занимательным: господин покушается на невесту своего слуги, но слуга, ловкач, вместе с невестой и при содействии госпожи обвел господина вокруг пальца.
Много интриг, путаницы, любовных связей, двусмысленных острот и ложных положений. Мать жаждет выйти замуж за сына, не зная, что это сын. Муж обольщает свою жену, полагая, что это чужая жена.
Зрителей приятно волнует казус, из-за которого в пьесе разгорелись страсти: право господина на первую брачную ночь с невестой своего слуги.
Однако режиссер не собирается делать акцент на «праве первой ночи». Изучив исторический контекст, он выяснил, что это право воспринималось современниками как нечто совершенно обыденное. В спальню новобрачной входили также отец и братья жениха, и вообще, «девушка имела в эту ночь столько радостей», что ее старшего сына, случалось, лишали наследства: неизвестно, от кого зачат.
Персонаж «Женитьбы Фигаро» граф Альмавива торжественно отменил право господина, но — не повезло жениху Фигаро! — вдруг захотел воспользоваться этим правом. Он понимает, что это сложно устроить, он не собирается громко оповещать о своем решении, напротив, предпочел бы тайну.
Исходя из поведения графа, режиссер не склонен считать его подлецом. Да, он покушается на Сюзанну, невесту слуги, которому многим обязан, однако Сюзанна могла бы не поощрять графа, а она флиртует, причем с ведома жениха.
Фигаро и Сюзанна интригуют с целью получить от графа деньги, но не дать ему взамен желанную плату. Скорее, интриган Фигаро поступает подло по отношению к господину, чем господин — по отношению к Фигаро. Он провокатор, он порождает неразбериху, вовлекая всех в свою игру.
Но вот незадача: интриги развиваются не по плану. Человек, каким бы изворотливым он ни был, не в силах управлять ходом событий. В какой-то момент Фигаро понял, что не властен над следствиями своих поступков, что его усилия, направленные на достижение определенной цели, лишены смысла, что результат бурной деятельности и полного бездействия, возможно, одинаков. И он усомнился в себе. Усомнился в том, что правильно жил.
Андрей Лапиков видит в «Женитьбе Фигаро» историю маленького человека, который нащупал нечто такое, чему не может найти объяснения.
Несмотря на столь серьезный смысл, постановщик настроен создать веселое и очень увлекательное зрелище. Он обещает, что «глазу будет все время интересно».
На роль Фигаро назначены Дмитрий Ефимов и Сергей Скобелев, в роли графа Альмавивы — Геннадий Баширов, его жену, Розину, сыграет Диана Быстрицкая. В роли Сюзанны — дебютантка сезона Евгения Кузнецова.