Драгоценности Ивана Словцова
4 декабря в музее «Городская Дума» открылась выставка «Первая коллекция музея И.Я. Словцова».
Это особенная выставка — хотя бы потому, что посвящена она 130-летию музея и 165-летию со дня рождения исследователя, краеведа и путешественника Ивана Словцова.
«Коллекции я начал собирать 35 лет тому назад. Для этого я ездил на Тянь-Шань, плавал «на салах» по Амударье…» — писал Словцов в 1905 году. Плоды его многочисленных путешествий -350 экспонатов — предстали перед гостями во всей красе, приглашая их в мир древний и загадочный. Расположились чучела, минералы, гербарии и другие диковины в трех залах первого этажа. На втором, по обыкновению, всех ждали скелеты доисторических животных: пещерного медведя, мамонта, бизона… А также жучки, бабочки и совы. Но обо всем по порядку.
Церемония открытия выставки не заставила себя ждать. В небольшом, но вместительном первом зале стены декорированы черным полотном. Пол тоже черный. На центральной стене — белый мультимедийный экран. Постепенно, набирая обороты, на нем оживают картинки — наш музей 19-го века, 20-го, и он же сегодня. Павел Головин, директор музейного комплекса, депутаты, хранители и смотрители музея, студенты, другие посетители с интересом смотрят, как меняются на экране эпохи. Еще мгновение, и зал озарит свет, а пока лишь несколько минут в темной комнате, наполненной воспоминаниями.
Когда экран гаснет, звучат аплодисменты. Пришло время поблагодарить лучших работников музея, преданных своему делу, -Татьяну Симоненко, Евгения Бушарова, Марину Жучкову, Веру Субботину, Елену Усольцеву… Им вручаются почетные грамоты.
Нас приглашают во второй зал. Гостей много, поэтому следовать приходиться дружным «паровозиком», чтобы не отдавить друг другу ноги. В заинтересованную толпу вливаются и фотографы, и телевизионщики. Становится жарко. А впереди всех ждет сюрприз.
Отвернувшись от публики, за массивным деревянным столом во втором зале сидит мужчина. Что-то пишет, не обращая никакого внимания на пришельцев… Он тут явно не случайно. Гости, между тем, разбредаются по залу. Разглядывают чучела серого волка, пучеглазого архара (горного барана), оленя. На стене висит огромная голова лося. По углам аккуратно расставлены кости древних животных. В шкафах — гербарии и минералы, кольчуга воина XVI-XVIII вв., роскошный самовар XIX в., паникадило… На полках — чучела рычащей рыси, зайца-беляка, норки и прочих зверушек.
Любопытно не только посмотреть, но и дотронуться до этих ценностей. Однако это желание большинства прерывает громкий голос того неизвестного, что сидит ко всем спиной. Он по-барски оборачивается, по-хозяйски подбоченивается и…
— Значит, говорите, интересуетесь древностями? — спрашивает мужчина, он же «Иван Словцов», он же актер драмтеатра Сергей Белозерских. — С удовольствием представлю вам мои сокровища. Свою коллекцию я начал собирать давно. Ездил на Тянь-Шань, был и на Алтае, по пустыне на верблюдах путешествовал. В 1879 году приехал в Тюмень и привез с собой 32 тюка экспонатов. Вез на пароходе, ведь железной дороги тогда и в помине не было. С тех пор коллекция пополнилась изрядно. Ископаемого тура нашел здесь, прямо под Тюменью, у деревни Салаирской. Редкостная находка, а в Сибири вообще уникальная, потому что первая! А близ деревни Решетниково нашел два черепа мамонта, множество костей…
«Иван Яковлевич» погружается в воспоминания все глубже, размахивая руками, хватаясь за голову, то набирает, то сбавляет тон речи. Гости стараются уловить любое его движение.
— В верстах в 25 от Тюмени, один с двумя рабочими, в юрте, я чувствовал себя намного счастливее, чем даже в многолюдном обществе и даже в наиумнейшем… — говорит Словцов и вдруг как бы невзначай вспоминает: — Ой, так ведь мне за работу пора! А вы, господа, отправляйтесь дальше, в другой зал…
Но прежде чем вновь усесться за стол, он дарит свои серебряные часы молодому директору музея — Павлу Головину.
— Часы передаю человеку, который, как и я, ценит время, -говорит Словцов-Белозерских.
Десять минут театрального шоу пролетают на одном дыхании. Подобным сюжетом не могла похвастать ни одна выставка музейного комплекса за последнюю пару лет. На юбилейной же Слов-цовской все выстроено в одну стройную линию. И декорации, и изюминка с театрализацией, и ненавязчивость.
Маршрут этой программы разрабатывали долго и обдуманно, поэтому никто из гостей и не сбился с дороги. А в третьем зале, украшенном уже привычным черным полотном и зеркалами, их ждал сотрудник музея Станислав Белов. Познакомил с экспонатами: крепостной пушкой 1571 года, братиной, костюмом самурая, китайскими счетами и мегрельским башмачком. Мегрелия — это место, где в древние времена была Колхида, известная нам как город «золотого руна». Именно в Колхиду приплыли аргонавты во главе с Ясоном и увезли оттуда не только руно, но и красавицу-царевну Медею…
После захватывающих рассказов Станислава о легендарных вещах и мирах все самостоятельно поднялись на второй этаж и увидели известные и до этой выставки, почти родные с детства, скелеты доисторических животных. И все, как в первый раз, стали фотографироваться с ними. А когда спустились вниз, актер Белозерских, он же ученый Словцов, словно прощаясь со всеми, улыбнулся и вышел на улицу, и только его плащ сверкнул в дверях…
***
фото: из такой братины пили на братском застолье;Сергей Белозерских, он же Словцов;переснять старину;скелет пещерного медведя;старший научный сотрудник Павел Ситников и старинные часы для Павла Головина