X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Две актрисы, два портрета

В декабре музейный комплекс им. И.Я. Словцова представляет в музее изобразительных искусств самый амбициозный проект — «101 русский портрет».

Экспозиция представляет «золотой фонд» музейного собрания, и она необычна. Зритель словно проходит сквозь пространство и время — сначала через триумфальную арку в зал Петровской эпохи (это период зарождения портрета), затем — в «имперские» залы Елизаветы, Екатерины II, Павла I и Александра I. Он сможет оказаться в дамском будуаре XIX века и в дворянском кабинете, где представлены мужские занятия, окунется в мир русской деревни и увидит наших земляков-сибиряков, которые жили в Тобольске и Тюмени в XVIII и XIX столетии. Но, пожалуй, самое интересное — это мир художественной богемы и мир театра. В этом зале мы будто попадаем в атмосферу репетиционного зала и кулис, гримерную актрисы, суфлерскую будку.

Желание преобразовать, облагородить мир посредством красоты просто захлестнуло художественную интеллигенцию рубежа XIX-XX века. Особенную, исключительную роль стал играть театр. «Привкус сценичности» отличает многие портреты той поры.

Можем познакомиться с двумя актрисами, чьи портреты будут в экспозиции этого зала.

Одна из них — знаменитая Гликерия Николаевна Федотова — ведущая актриса Малого театра. Ее портрет был заказан в 1892 году художнику Н.В. Невреву в честь ее бенефиса.

Федотова была любимой актрисой драматурга А.Н. Островского. Она сыграла в его пьесах 29 ролей! Причем, умела соединять и драматический, и комический репертуар, поскольку блестяще владела актерской техникой.

Автор портрета Николай Васильевич Неврев — выходец из московской купеческой семьи. Со своей средой он никогда не терял связи. Поэтому ему, очевидно, были близки герои Островского, и он мог по достоинству оценить дар своей модели.

Неврев получил основательные знания живописи и рисунка в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое называли «малая академия». Правда, он его так и не закончил — не поладил с руководством. Но, тем не менее, художнику охотно заказывали портреты, которые, как писала критика, «хотя и были весьма скромны по своим краскам, но зато отличались глубиной и правдой». Особенно удавались женские образы.

Портрет актрисы Г. Федотовой заключен в овал, что предполагает определенную элегантность. Темная пурпурная накидка, отороченная мехом, подчеркивает царственную осанку, легкая изящная наколка на голове актрисы придает ей элегантность. Образ немного суров. Художник подмечает простоту и, вместе с тем, значительность, строгость, глубину скрытого темперамента актрисы. В портрете — большая жизненная правда.

Совсем иной облик у актрисы Дукмасовой, которую запечатлел Михаил Шемякин, ученик знаменитого портретиста Валентина Серова. Здесь — изыски и изломы модерна, и портрет, несмотря на свою незавершенность, впечатляет темпераментным живописным мастерством. Автор пишет широко, без тщательной проработки деталей. Он использует знаменитую серовскую «бесцветку»: белила, кость жженую и охру светлую. Лишь справа — яркое розовое пятно цветов — это цикламены, да еще лилово-розовый акцент пояса на черном кружевном платье дамы. Ее образ — теплый, эмоциональный, обаятельный.

Переживания общения с художником, который пишет портрет с натуры и ведет беседу с моделью, тонко переданы в открытости женщины, ее душевном движении, искрящемся взгляде и красиво, свободно сложенных руках с длинными трепетными пальцами.

Портрет «дышит» атмосферой вечеров «золотой богемы» — от капустников Художественного театра до изысканного времяпрепровождения «Свободной эстетики» и «Виноградной грозди», где собирались те, кто мог любить искусство, опьяняться чувственными минутами, «не заглядывая глубоко в настоящее, не предвидя будущего и даже махнув на все рукой».

Портретное творчество издавна считается особым искусством. Портретное собрание музея изобразительных искусств Музейного комплекса им. И.Я. Словцова является по-своему уникальным — это «коллекция в коллекции», и впервые она демонстрируется максимально полно, в особом контексте дизайнерского оформления, с дополнительной информацией на плазменных экранах и сенсорных киосках.

Завершает экспозицию зеркало, где можно увидеть свое отражение, но это банально. Зритель сможет представить себя в зазеркалье — в атмосфере живого прошлого, и осмыслить историю как полнокровную жизнь людей, прожить ее вместе с ними.

Наталья Паромова, заведующая научно-просветительским отделом Музейного комплекса, искусствовед

***
фото: фоторепродукция портрета актрисы Федотовой кисти Николая Неврева;актриса Дукмасова кисти Михаила Шемякина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта