Кажется, наш автобус только что ушел
Тему автобусных остановок поднимали мы не раз и не два. Сколько мы себя помним (а мы себя помним 27 лет, с момента основания газеты в 1993 году), городская власть билась над решением проблемы автобусных павильонов: как сделать, чтобы они были и прочными и дешевыми, и радовали глаз.
А они по-прежнему серые, скучные да к тому же хлипкие. Это выясняется каждый раз, когда кто-то вздумает испробовать остановочную конструкцию на прочность. Недавний случай (мы про него писали): на углу улиц Первомайской и Герцена задела «газель», подъезжавшая к магазинному крыльцу для разгрузки товара. Остановка сложилась как карточный домик. Тогда заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Eвгений Сорокин объяснил нашему корреспонденту, что остановочные комплексы предназначены лишь для того, чтобы защищать пассажиров от ветра и дождя, а не принимать на себя удары. Это понятно. Но все же хочется верить, что они способны на большее. Хотя бы на то, чтобы не придавить собой в подобной нештатной ситуации кого-то из прохожих.
Несколько лет назад на заседании городской Думы рассматривался проект теплых остановок, разработанный старшекурсниками строительного института. Стоимость одного такого павильона, оборудованного системой подачи теплого воздуха, вместе с газетным киоском и другими сопутствующими сервисами, по подсчетам авторов, доходила до миллиона рублей. Но они готовы были снизить проектную себестоимость, если бы нашли положительный отклик. Судя по всему, не нашли. Честно говоря, трудно предположить, где в городе можно разместить подобные довольно массивные комплексы. Точно не в плотно застроенном центре.
Но были и другие предложения. В прошлом году мы писали о планах установить 150 умных остановочных комплексов — с электронными табло, терминалами для пополнения баланса транспортных карт и кофейнями. Тоже не получилось. Предполагалось, что их закупят на средства инвесторов, а не на бюджетные деньги, но, как объяснили в городском департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта, вмешалась пандемия. Дело застопорилось на подписании концессионного соглашения.
Другое направление поиска — антивандальность. Специалисты искали варианты, испытывали разные оцинкованные панели и тип перфорации. Экспериментировали. В 2015 году на заводе «Тюменьремдормаш» специально спроектировали и изготовили серию остановочных конструкций. Наш корреспондент присутствовал при монтаже первой остановки (ее водрузили у железнодорожного вокзала), описал, как пассажиры хвалили новую конструкцию, да и сами разработчики называли ее «красивой» и «выгодно выделяющейся». Сегодня я смотрю на снимок пятилетней давности и не вижу ничего красивого. В общем, это какая-то черная дыра, Бермудский треугольник — почему никак не удается изобрести (а Тюмени — обрести) идеальный остановочный дизайн. В марте уже этого года прозвучала новая свежая идея (ее высказали молодые дизайнеры, приехавшие в технопарк на форум по развитию малых городов и исторических поселений): не надо антивандального, давайте строить остановки из стекла, приучать людей к красоте! Ну, разобьют несколько раз, а потом привыкнут и перестанут…
Может, в этом есть здравый смысл — по крайней мере, такого мы еще не пробовали. А также зеркальных остановок в городе еще не делали, сверкающих золотом на солнце, чтобы даже у самого нахального расклейщика рекламы не поднялась рука прилепить на них объявление. Но один простой остановочный павильон стоит около 400 тысяч рублей. А вместе с установкой и обустройством территории — намного дороже. На сегодняшний день, по данным Тюменьгортранса, в городе 1175 остановок. И с каждым годом их количество увеличивается в среднем на пару десятков. Так что помимо смелых инженерных решений тут нужны еще и деньги.
***
фото: Наш город достоин лучшего.