Театральное утро с Маленьким принцем
Даше, дочери режиссера Натальи Явныч, можно позавидовать. Она с самого рождения — завсегдатай театра кукол.
В детском садике Даша не оставалась до вечера, родители забирали ее в сончас.
— Это потому что мама часто работала до ночи, и вечером забирать меня было некому, — рассказывает Даша. — Поэтому вторую половину дня я проводила здесь, в театре. Мама сначала была актрисой, а потом стала режиссером…
Первая постановка, на репетиции которой попала маленькая Даша, — «Малыш и Карлсон». А теперь девочка сидит в первом ряду пустого зала и смотрит, как на сцене идет репетиция нового спектакля «Маленький принц», которым этой осенью откроется новый сезон.
Актеры как раз «разводят», то есть отрабатывают сцену с одним из персонажей — Деловым человеком. Хорошо, что все взрослые знают сказку Сент-Экзюпери, можно включиться в просмотр с любого момента. Все равно помнишь, что сюжет строится на встрече потерпевшего аварию летчика с пришельцем иных миров — забавным крошечным человечком. Маленький принц свободно передвигается с одной планеты на другую, люди, животные имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым. Маленький принц просит летчика нарисовать барашка, и в этом рисунке он разглядел то, что не видят взрослые. Противопоставление детей и взрослых — эта мысль проходит через всю сказку, и вопреки привычному — это дети учат взрослых доброте и верности, и они же, младшие, обладают высшей мудростью.
Маленький принц видит все недостатки общества, которые состоят в том, что «взрослые выкорчевали в себе все естественное, позабыли, что они люди, и вместо людей появляются человекоподобные существа для выполнения различных ролей в театре современной цивилизации».
Все это нам известно. Как и то, что Деловой человек (именно о нем речь в сцене, что разыгрывается на подмостках театра), уподобился счетной машине.
В тюменском театре его играют сразу несколько человек. Мелькают в руках актрис белые игрушечные цифры — наглядное пособие для маленьких. А Деловой человек, собранный из ноликов, двоек, шляпы и рук актера Вадима Еременко, отбрасывает на счетах кости и бубнит: «Два плюс три равно пяти.»
Актер Александр Ганичев (Деловой человек разговаривает именно его голосом) сетует, что персонаж считает медленно.
— Ну, что такое: сложить три и пять — надо много времени? -спрашивает Александр. — К чему такие паузы?
Наталья Явныч объясняет: потому что детям надо усвоить то, что происходит на сцене, потому что Деловой человек смакует цифры, а не просто называет их. Обычные рабочий момент репетиции -истина, как известно, рождается в споре.
В итоге компромисс найдется, ведь не первая постановка выходит из рук Натальи Явныч.
Чуть ближе к кулисе на корточках сидит актер Антон Нестеренко, вертит в руках куклу Маленького принца, с которой уже, видимо, свыкся. Ждет своего выхода.
Кажется, что на сцене — дружеская тусовка. Просто пришли люди, которые одинаково сильно интересуются кукольным театром. Еще немного сонные, потому что утро, но, из интереса, не покидающие сцены. В общем, так и есть. Вот только это настоящие профессионалы своего дела, которые отвечают за результат.
… А сцена повторяется снова и снова. На это можно смотреть бесконечно. Даша, не отводящая взгляда от актеров, — тому живое доказательство. И, даже просмотрев сцену пять раз, замираешь в предвкушении, когда режиссер говорит:
— Готовы? Поехали!
***
фото: Актеры-счетоводы;Актер Александр Бердников и режиссер Наталья Явныч;Антон Нестеренко и его Маленький принц.;Даша