X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

По следам последнего императора

ОКСАНА ЧЕЧЕТА

400-летию Дома Романовых была посвящена встреча историков и краеведов, которая состоялась 27 августа в концептуальной кофейне «Книжка».

Повод один, а впечатлений у собравшихся — масса. Речь и об экспедиции Витуса Беринга на Дальний Восток, которую велел снарядить Петр I. И которую не так давно повторили современные историки, в их числе были и тюменцы. Об этом рассказал профессор, доктор исторических наук Александр Ярков.

Это и научно-исследовательская экспедиция «Околица», из которой пару недель назад вернулись тюменские историки, краеведы, учителя и школьники. Они проделали путь Романовых, которые в 1917 году ехали через Тюмень в Тобольск.

Но, конечно, больше всего споров вызвали вопросы, связанные с мотивами казни семьи Николая Романова, местом захоронения его дочери Анастасии и вещами, принадлежавшими этой семье, что хранятся в Тюмени и Тобольске.

Краевед Александр Петрушин показал интересующимся новую книгу «Романовы», вышедшую в московском издательстве «Достоинство». Возможно, в ней есть новые сведения, что прольют свет на события давних лет.

… На экране мелькают черно-белые кадры одной из первых российских кинохроник. Предполагается, что на пленке запечатлен процесс коронации Николая II в 1896 году. В прочем, по мельтешению кадров сложно определить так ли это на самом деле. Александр Ярков, просмотрев фрагмент хроники, утверждает, что снята она была в 1913 году, когда Дом Романовых праздновал свое 300-летие. А теперь на носу 400-летие династии, которое в России собираются отмечать.

— Правда, Сибирь к этому событию не готова, — считает Александр Павлович. — Хотя мы-то так раз имеем прямое отношение к событиям 1917-1918 годов.

Профессор Ярков считает, что, даже если нет денег на организацию, всегда есть настоящие энтузиасты, люди, которых необходимо объединить. Тогда будет и программа написана, и дело пойдет. Есть о чем говорить, есть «камни истории, которые надо собирать».

— На месте — кабинет Николая Романова на Александровском плацу в Тобольске, — перечисляет Ярков. — Тюменские здания, которые упоминались в дневниках Николая Романова. Дом, где он ночевал по пути в Екатеринбург. Живы родственники последних владельцев этого дома. В ДК Железнодорожников хранится письменный стол Николая Романова. Есть вагон, в котором Романовы проделали этот самый путь на голгофу. Стоит он где-то на Ямале. Но все это не собрано в одном месте, не исследовано!

Профессиональные историки, такие, как Ярков, и увлеченные краеведы, как Петрушин, конечно, ждут от празднования 400-летия Дома Романовых вовсе не фейерверков, а возможности установить факты. Хотя бы потому, что полная картина последних дней членов императорской семьи до сих никем не написана. И уж тем более, мало кто пытался представить, каково было Николаю Романову, уже отрекшемуся от престола, в 1918 году в Екатеринбурге, в доме горного инженера Николая Ипатьева, перед казнью. Кто из членов семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале того же дома был расстрелян первым? А кому удалось пережить краткий миг безвозвратной потери?

— Много еще тайн, — говорит Александр Петрушин. — Все, наверное, знают, что после казни, то здесь, то там появлялись якобы уцелевшие члены семьи. Больше всего было лжеАнастасий. (Анастасия Романова — четвертая дочь Николая и Александры Федоровны — О.Ч.). Но, по всей видимости, покоится она совсем недалеко от Тюмени, в Нижнетавдинском районе. Там есть надгробный камень, на котором выбито: здесь покоится девица Анастасия Романова, год рождения -1890, год смерти — 1918. Олег Платонов, один из основных исследователей трагедии семьи Романовых, утверждает, что это не могила. Считает, что это камень символический.

Но интересно, что кто-то этот символ поставил. А если посмотреть транспортные коммуникации, то задаешься вопросом: почему бы и нет? Разве не могло тело дочери Николая Романова оказаться здесь?

Впрочем, как говорят сами историки и краеведы, это лишь детали, из которых еще только предстоит сложить целый пазл. На вопросы о том, стоит ли поднимать муть почти столетней давности и ради чего это надо делать, Александр Ярков отвечает так:

— Я не монархист, и прекрасно понимаю, что Николай Романов — личность неоднозначная. Да и не очень уж великая в ряду династии Романовых. Но все-таки, в целом, рассматривая вклад Романовых в судьбу России, могу сказать: не было бы их, и у нашей страны, возможно, была бы более трагичная судьба. И в этом, как мне кажется, кроется ответ на вопрос: зачем надо знать свою историю?

***
фото: Александр Петрушин демонстрирует фотографии Анастасии Романовой;На заседании круглого стола;Выступает Александр Ярков;Новая книга о семье Романовых.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта