Будущее на школьном дворе
Вчерашний день тюменские учителя вновь провели за «круглым столом», так и не успев отдохнуть от большого педсовета.
Итоги работы дискуссионных площадок озвучили по видеосвязи на пленарном заседании. Директора школ, еще не привыкшие к ворвавшимся в жизнь высоким технологиям, выглядели несколько смущенными. Что не помешало каждой из групп отчитаться о проделанной работе.
Например, в гимназии N 1 педагоги из восьми десятков школ вырабатывали единую методику того, как можно совместить известные способы обучения с форматом новых образовательных стандартов. Пришли к прозаическому выводу — между традициями и инновациями нужно соблюдать баланс. Всего в меру: и развития личностных особенностей, и «запишите предложение, расставляя знаки препинания». А в лицее N 81 разбирали проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой «нового поколения».
— Сейчас уровень подготовки ребятишек в детских садах достаточно высок, об этом говорят как родители, так и учителя младших классов, — поясняет директор городского департамента науки и образования Андрей Степанов. — Но шанса попасть в дошкольное учреждение ждут еще шесть тысяч детей (большинство из которых — в возрасте до трех лет). Когда семь детских садов, возвращенных в систему образования, начнут работать, они этот шанс получат. Вот только потребуется 150 воспитателей с соответствующей квалификацией.
Действительно, чтобы в школе ребенок не удивлялся, когда учитель попросит вслух поразмышлять над заданным вопросом, нужно еще в детском саду приучить его к такой манере общения. А значит, малышами нужно заниматься всерьез! Один способ получить квалифицированные кадры администрация города нашла совместно с центром занятости населения — организованы курсы переподготовки для тюменцев, чья профессия не востребована на рынке труда. Тех, кто готов работать воспитателями.
По словам Андрея Степанова, департамент образования придумал и как увеличить количество мест в детских садах (не считая двух зданий, построенных в прошлом году, и пяти, открывающихся в этом) — расчистить нерационально занятую площадь. Начиная от переоборудования помещений и кончая перестановкой крупногабаритной мебели. Удалось создать еще 1700 мест! Вот только не лишились ли дети при этом игровых и творческих комнат, не стало ли им тесно?
… Как отметили в ходе пленарного заседания, в Тюмени с новыми образовательными стандартами связано немало проблем. Например, не все школы соответствуют им по материально-техническому обеспечению.
Число учителей пенсионного и предпенсионного возраста значительно превышает число молодых специалистов. При этом уровень подготовки выпускников педагогических вузов оставляет желать лучшего. Кроме того, не все учителя вообще хотят применять новые стандарты на практике. Некоторые надеются, что, прикрываясь отчетами, смогут в своей школе и своем классе оставить все таким, как прежде. Только, по мнению заместителя главы администрации города Веры Соловьевой, Тюмени по силам решить и эти проблемы.