Мост Влюбленных — это дом над водой
Пешеходный мост, или мост Влюбленных. Дата постройки -1987 год.
Когда идешь по пешеходной дорожке любого большого тюменского моста, чувствуешь все его «горбатое тело». Как оно вздрагивает от проезжающих автомобилей-тяжеловозов, как громыхает на стыках.
Только один мост в городе «двигается» иначе — он мерно покачивается. Почти незаметно. Потому что автомобили по нему не ездят — он пешеходный. И вантовый, то есть, по сути, висячий.
Его начали строить после того, как в 1982 году в Туру рухнул первый большой деревянный мост, который было решено не восстанавливать. После разборки обломков (это заняло больше месяца) связь между центром города и Заречьем значительно ухудшилась, несмотря на то, что уже был построен и функционировал металлический мост в створе улицы Челюскинцев.
Новый вантовый мост начали строить неподалеку от того места, где был рухнувший деревянный. Некоторые краеведы даже утверждают, что на том же самом месте, однако старожилы улицы Береговой помнят: старый мост располагался несколько выше по течению Туры.
Вантовый мост (его тут же нарекли Пешеходным) сделали вровень с самым высоким, правым берегом реки. А чтобы не сооружать высокой насыпи на левом берегу, мост построили наклонным. Правда, чрезмерно наклонять не стали — на левом берегу возвели опору для подвески моста высотой 64 метра. Отсюда и высокая лестница.
Поскольку мост изначально проектировался как пешеходный, широким его строить не стали -всего шесть метров. Длина — более 247 метров. Он вполне может выдержать тяжело нагруженный автомобиль — грузоподъемность в 20 тонн позволяет.
Я однажды была свидетелем того, как, вопреки запрету, на мост въехала легковая машина. Правда, это единичные случаи баловства, ведь переехать тут в Зареку все равно не получится — нет съезда. Приходится пятиться обратно, выезжая задним ходом на улицу Республики.
Для пешеходов вантовый мост через Туру был открыт в июле 1987 года. Как пишет краевед Александр Иваненко, в то время в России таких было всего три: в Тюмени, Красноярске (через Енисей) и Подмосковье (через реку Москва). Правда, в 1988-м московский мост разрушился, и это стало причиной тщательной проверки моста тюменского. Проектировщики решили укрепить правую береговую опору.
В конце 90-х годов это место стало культовым у тюменской молодежи. Впрочем, не только у тюменской. Летом, когда студенты много путешествуют автостопом, на мосту оказывались люди из разных городов. Были те, кто искал в Тюмени так называемую «вписку» — место, где переночевать, прожить пару дней перед тем, как ехать дальше. Были те, кто задерживался на целое лето, прижившись в городе основательно, заведя друзей.
Вспоминаются юноша и девушка откуда-то из средней полосы России. Спортсмены-альпинисты, они успели подзаработать в Тюмени тем, что мыли и красили балконы на верхних этажах домов.
Больше всего, конечно, на мосту было самих тюменцев. Удивительно разношерстная компания молодых людей, которые, если бы не мост, возможно, никогда бы и руки друг другу не подали. Подростки и молодежь из обеспеченных семей, тут же их сверстники из семей неблагополучных. Одни увлечены образованием и будущей карьерой, другим было хорошо уже хотя бы потому, что сыты.
Летом жил на мосту юный панк Вася, которому все приносили какую-нибудь еду и иногда даже одежду. У Васи имелась мама, но жить с ней он почему-то не хотел. Ему сопереживали.
Для всех мост был чем-то вроде дома, где тебя всегда ждут друзья. Здесь встречались, знакомились, менялись книгами, влюблялись, дружили и прыгали.
Собственно, вся тусовка вращалась вокруг альпинистского снаряжения, при помощи которого с моста совершались прыжки. Делали это по принципу качелей: трос крепился за поручни моста, а человек, привязанный к тросу, отходил от места крепления на несколько метров вправо или влево, перебирался через перила и ухал вниз.
Прыгали, в основном, завсегдатаи тусовки, добиваясь не только острых ощущений, но и красоты самого прыжка. Но бывало, что на мост заглядывали чужаки, просили организовать прыжок за деньги. Им не отказывали: денег «мостовикам» всегда не хватало.
Кому принадлежало снаряжение — выяснить не представлялось возможным. Было оно общим. И, разумеется, за его состоянием никто не следил. В итоге, в сентябре 1999 года 16-летний ученик школы N 7, что пришел совершить прыжок за деньги, разбился насмерть. Официальная версия — не выдержал карабин.
После этого прыжки на мосту были запрещены, компания разбрелась и разъехалась по стране.
2003 году пешеходному мосту с подачи радиостанции «Красная армия» было присвоено официальное название «Мост Влюбленных». Место по-прежнему культовое. Правда, куда более гламурное, чем в прежние времена. Как известно, с моста открывается великолепный вид. Поэтому сюда стремятся в день свадьбы молодые пары. Появилась и новая традиция: в день свадьбы молодожены крепят на перилах замок — символ надежного брака. Кто-то ключи бросает в реку, чтобы ничто не мешало союзу. Кто-то оставляет себе (по одному у мужа и жены), чтобы в случае размолвки прийти и снять замок.
Впрочем, об этом все знают и так. Гораздо интереснее другое: чем еще может стать обычный вантовый мост в будущем?
***
фото: Мост Влюбленных сегодня;Строится его предшественник — первый мост через Туру.;Строится его предшественник — первый мост через Туру.;Строится его предшественник — первый мост через Туру.