Учитель плюс родитель
Не секрет, что большая часть жизни взрослых проходит на работе, а детей — в учреждениях образования: дошкольных и школьных.
Еще несколько лет назад воспитательная роль оставалась на попечении родителей. Учителя должны лишь учить, давать знания. Моральные нормы прививаются в семье. Но вспомним о том, что родители детей «живут» на работе, и круг замкнется. Кто и когда должен воспитывать?
«Все надо делать сообща» — вывод, который вчера сделали участники ежегодного областного педсовета, заседавшие в актовом зале школы N 4. На педсовет были приглашены руководители и педагоги дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также представители муниципальных органов управления образованием и родительской общественности.
Взаимодействию учреждений образования и родителей была посвящена отдельная секция -«Ярмарка технологий и форм работы органов государственно-общественного управления» под модераторством Кирилла Галеева, члена Совета общественной организации «Родительская инициатива». Ярмарка — потому что многие из участников педсовета презентовали, или, если хотите, рекламировали успешную практику общения и взаимопомощи педагогов и родителей, учреждений образования и родительских комитетов, управляющих советов.
Впрочем, такую ли уж успешную? Все ли папы и мамы хотят активно участвовать в жизни школ, где учатся их дети? Все ли директора учреждений образования хотят, чтобы родители «лезли» в управленческие дела школ и детских садов?
Директор детского сада N 7 Светлана Хорошева рассказала, что именно благодаря вниманию со стороны родителей «удалось выйти на новый уровень». После появления наблюдательного совета в 2008 году детсад стал популярным, именно в него тоболяки стараются устроить малышей.
Вместе с родителями Светлана Сергеевна обсуждала перечень платных услуг, которые предлагает детсад, вместе с ними решала, какие малые архитектурные формы необходимо установить на детской площадке. Вместе ремонтировали медкабинет, обустраивали прачечную. Не говоря уже о том, что папы и мамы перестали воспринимать детсад как «враждебное учреждение», где их дети никому не нужны, чаще и охотнее общаются сейчас с воспитателями.
Похожий опыт у школы и детского сада в селе Гилева Ялуторовского района, некоторых других районных школ.
Но это примеры положительные. Руководители тюменских школ по-прежнему задаются вопросом «Где взять активных родителей?» Согласно опросам, проведенным в Тюмени, только 14 процентов взрослых готовы активно участвовать в школьной жизни своих детей. 44 процента стараются это делать «по возможности». 35 процентов лишь посещают родительские собрания и считают, что этого достаточно. В крайнем случае, говорят они, можно зайти на сайт школы и все новости узнать там. А лично общаться с директором и педагогами — незачем.
Один процент к школе безразличен совсем.
Стоит ли удивляться, что некоторые директора школ в качестве ощутимого достижения называют совместные поездки детей, педагогов и родителей на пикники и в музеи? Или то, что взрослые помогают своим малышам мастерить для школьных выставок игрушки? Или организуют походы классами на предприятия, где работает кто-то из старших в семье? Кажется, что это мелочи. Но, оказывается, это прорыв в системе воспитания.
Есть и другая статистика — так называемая «структура родительской активности». 31,7 процента опрошенных сказали, что готовы участвовать в жизни школы, если это напрямую касается их ребенка. 39,5 процента даже в этом случае готовы вмешиваться «иногда».
Хотя и складывается впечатление, что педагоги и руководители учреждений образования стремятся во что бы то ни стало привлечь родителей к сотрудничеству, это не всегда так. Есть и спорные моменты. Участники педсовета много говорили о разграничении полномочий, которые, по их мнению, сейчас прописаны не вполне четко. В частности, педагоги недовольны тем, что родительские комитеты и управляющие советы призваны решать, кто из учителей получит дополнительную денежную премию за отличную работу. Прозвучало мнение, что родители, конечно, могут дать совет по поводу премирования, но окончательное решение должно быть за преподавательским коллективом, который лучше знает специфику своей работы и вправе судить о том, кто заслуживает материального поощрения, а кто — нет.
Таких оргвопросов скопилось много. Пока каждый руководитель решает их на своем участке — в школе или детском саду. Но все они надеются, что со временем система общения педагогов и родителей отрегулируется до самой удобной и эффективной. По крайней мере, они к этому стремятся.
***
фото: Директор тобольского детского сада Светлана Хорошева;Ирина Конончук и Ольга Розовик