X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Мышление как стандарт качества

Так или иначе все темы круглых столов были связаны с новыми стандартами.

Например, на базе школы N 4 обсуждали внедрение новых образовательных стандартов для среднего школьного звена (пятых-девятых классов).

По словам заместителя директора областного департамента образования и науки Ирины Конончук, новые стандарты уже не первый год постепенно проникают в жизнь тюменских детей. Например, все без исключения первоклассники начали учиться по ним только в прошлом году, но так называемые пилотные площадки существовали на базе некоторых школ еще в 2010-м. В экспериментальных классах учителя на практике искали острые углы и вырабатывали оптимальные способы подачи материала. Также в прошлом году несколько областных школ взяли на себя другую почетную обязанность — испытать новые стандарты, разработанные для средней школы. Как рассказали педагоги из Ишима и Нижней Тавды, пятиклассники, учившиеся не просто запоминать материал, но и логически его осмысливать, показали высокие результаты и улучшили успеваемость. Что же касается старшей школы, то элементы новых стандартов вводятся и в ней, но пока «малым ходом». Перевести выпускников на новые рельсы планируется только к 2020 году — времени на апробацию достаточно.

— Получается, что образовательные стандарты будут входить в жизнь школы вместе с детьми, зачисленными в 2011 году, — объясняет Ирина Конончук. — Во всей России средние классы станут учиться по-новому как раз тогда, когда эти ребята перейдут в пятый класс. Старшее звено полностью присоединится, когда они пойдут в десятый. Но нужно понимать и то, что процесс образования — неразрывен. Нельзя, скажем, девятые классы учить по новому, а десятые — на сто процентов по-старому. Программы каждого года обучения взаимосвязаны, и с элементами новых стандартов познакомятся все школьники.

… Перед началом выступления заместитель начальника отдела общего образования областного департамента науки и образования Ольга Розовик попросила педагогов и родителей (также приглашенных, ведь без их участия новая школа невозможна) больше не поднимать тему «Новые стандарты — это плохо!» и задаться вопросом: «А что мы можем сделать, чтобы стало хорошо?» И если применительно к малышам каждый учитель начальных классов уже второй год сам отвечает себе на этот вопрос, то со средним звеном пока не все ясно.

Все согласились, что в традиционной школе ребята с пятого по восьмой класс получаются как бы. брошенными. За первоклашками пристально следят в силу их возраста, с выпусками вовсе носятся, как с чемоданом без ручки. А серединка. она вроде и не важна никому.

— А ведь с пятого по седьмой класс — самый благодатный возраст. Эти ребята как губка впитывают все, что говорят родители и учителя, — уверена Ирина Конончук. — Если у нас получится научить этих детей принимать знания и усваивать их, то в старшей школе мы будем говорить с людьми, осознано желающими познавать. Заинтересованными. Ответственными.

… Педагогам и самим не просто отойти от привычных схем общения с учениками. Непривычно позволять подростку самому делать выбор и принимать решения. Трудно перестать исповедовать принцип «предметоцентризма», к которому так склонны учителя-предметники: «Какое может быть развитие личностных качеств, когда мы на три параграфа отстаем от программы?»

Но результаты новых методик, направленных не на бездумное заучивание материала, а на способность его анализировать и делать выводы, действительно, обнадеживают. Например, в одной из общеобразовательных школ Ишима учитель русского языка и литературы попробовал работать по-новому с ребятами из пятого класса. Обычные дети. Как говорится, звезд с неба не хватали. А тут вдруг взяли, да и начали хватать: появились отличники, увеличилось число «хорошистов». А все потому, что даже самый простой текст, в котором нужно было выполнить упражнение, они не только читали, но и со всех сторон анализировали.

. Повсеместно новые стандарты для средней школы будут введены в 2015 году. За это время преподаватели должны научиться работать иначе, причем уже не с малышами, а с подростками. Тюмень в этом отношении, как неуверенный в себе пловец, еще только пробует воду кончиками пальцев. Возможно, прошедшая конференция и опыт, полученный областными педагогами, помогут нам не наступить на подводные камни. Подводя итог заседания, Ирина Конончук сказала:

— Детей не измерить экзаменационными баллами. И когда удастся реализовать новые стандарты, мы получим нечто удивительное: каждый ребенок будет в чем-то успешен. Кто-то хорошо решает задачи. Кто красиво пишет сочинения. А кто-то будет приходить домой и говорить: «Мама, я не очень грамотно пишу да и с задачками пока не все выходит. Но зато я сегодня слепил на уроке вот такую собаку! И в этом я — самый лучший!» Если каждый ребенок почувствует себя успешным — мы не зря работали.

***
фото: Кирилл Галеев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта