Рукотворная нить между берегами
Первый мост через реку Туру. Построен предположительно в 1926 году.
Около 340 лет тюменцы не могли подступиться к строительству моста через большую реку Тура. Она представляла собой серьезную преграду.
Город все расширялся, за рекой давно появились дома и промышленные предприятия. Еще в конце XIX века купец Филимон Колмогоров основал в заречной части кожевенный завод. Разрастались на той стороне и жилые районы.
Между тем, чтобы перебраться с одного берега на другой, приходилось спускаться по взвозу к устью реки Тюменки, где был наплавной мост. В осенний ледостав и весенний ледоход транспортное сообщение между левым и правым берегами прерывалось на несколько дней или недель. Летом наплавной мост ежедневно разводили для проходящих судов и сплава плотов из Верхотурья. Работали на реке и перевозчики, которые на лодках доставляли людей и грузы с одного берега на другой. Был паром.
Краевед Александр Иваненко в своей книге «Новые прогулки по Тюмени» ссылается на другого краеведа — Рылова, который писал, что ожидание, пока мост снова сведут, длилось долго. «Пережидали, когда пройдут плоты -длинные, в два, три, четыре ряда толщиной; порой растянутся эти плоты почти на версту и медленно-медленно движутся вниз по Туре. А десятки телег, дровней, экипажей и пешеходов-горожан ждут и ждут, когда пропустят эти плоты. Тут уже не помогут ни лодки перевозчиков, ни паром».
Удовлетворить потребности растущего населения наплавной мост не мог. Кроме прочего, он был еще и неудобным: на нем не раз ломались телеги, рвалась упряжь. Говорят, было такое, что страдали и лошади.
В XIX веке власти стали задумываться о смелом предприятии — постройке капитального моста через Туру. Известно, что Андрей Текутьев, который был городским головой с 1899 по 1911 годы, завещал Тюмени специально для этой цели 35 тысяч рублей личного капитала. Были ли эти деньги использованы по назначению — неизвестно. Зато есть сведения, что строительство моста началось лишь в 20-х годах XX века.
Имя автора проекта достоверно не знает никто. Александр Иваненко предполагает, что это был некий инженер Василенко.
Работы по возведению деревянного моста начались в 1924 году. Было забито 138 свай, заготовлено 100 тысяч кубометров древесины, которую привезли из Ярковского района.
Иваненко пишет: «Для дальнейшего производства работ заготовили 1463 бревна, 1000 досок и 250 бревен для лесов. Всего для постройки моста было вырублено 4 гектара ярковского леса».
Строили, в основном, зимой, так было удобнее. На льду отмечали места для свай, прорубали лед и вбивали сваи в дно реки.
Интересен был процесс сборки ледорезов. Для него применяли технику так называемой выморозки. Суть в том, что на необходимом участке реки лед вырубали до воды, в сильный мороз давали воде замерзнуть — и снова крошили лед, пробивались вглубь реки. В такой ледяной яме трудились рабочие, выполняя сборку ледорезов.
Достроили мост, вероятно, в конце 1926 года.
Его берегли, несколько раз ремонтировали. Весной на мосту даже дежурили люди с баграми: отталкивали лед, который время от времени скапливался вокруг ледорезов и опор, предотвращали заторы.
Несмотря на все старания, в 50-е годы мост пережил два пожара, и еще один — последний — в 1960 году. Свою актуальность единственного в городе большого моста он потерял в 1961-м после постройки металлического собрата в створе улицы Челюскинцев. По старому деревянному сразу же запретили движение грузового транспорта.
История первого в Тюмени моста через Туру закончилась печально. Утром 8 июля 1982 года центральный пролет сорвался с опор и плашмя упал в воду. Вместе с пролетом в реку рухнул маршрутный микроавтобус «РАФ-2203». К счастью, все пассажиры и водитель остались живы. Однако погиб молодой мотоциклист, упавший на уже обрушившийся пролет.
Старожилы улицы Береговой помнят, как выглядело разрушение моста. Любовь Федоровна Плотникова, которая прожила на Береговой 60 лет, рассказывала:
— Я была в огороде и услышала странный звук, как будто самолет упал. Выбежала на улицу, а мост проседает. Причем по нему в тот момент люди шли, он прямо под ними начал обрушиваться, но жертв, вроде бы, не было. Было страшно, особенно потому, что мой муж остался на другом берегу, нас разделила река.
Любовь Федоровна вспоминала, что люди, оказавшиеся в воде, хватались за деревянные балки, чтобы не утонуть. Помимо пассажиров микроавтобуса и погибшего мотоциклиста, на мосту оказалась пожилая пара дворников и две женщины. Получили несколько переломов, но выжили. Катер со спасателями прибыл буквально через несколько минут.
Причиной обрушения моста стали сгнившие корневые балки. Хотя примерно за год до того московский проектный институт признал это сооружение годным к эксплуатации.
Восстанавливать разрушенный мост не стали. И через несколько лет в 70 метрах от старого построили новый — вантовый, пешеходный. Его сегодня называют мостом Влюбленных.
***
фото: Рухнувший мост, 1982 год (фото Ивана Пробойцева);Первый мост через Туру (фото из архива редакции).