Нырнуть к… самовару, или Своя маленькая Атлантида
Есть в Свердловской области карьер Малая Круглышка. Наверное, не все знают, что второе его неофициальное название -Тюменский.
Окрестили его так наши дайверы, которые ездят сюда уже лет семь подряд. Как только солнце прогревает воду, они открывают свой сезон. Выныривают из скучных хлорированных бассейнов, собирают снаряжение, грузятся в автомобили и отправляются в город Алапаевск. Не близко — триста с лишним километров и несколько часов пути. Но хлопоты того стоят, уверен инструктор по подводному плаванию Дмитрий Щеголев.
— Сначала мы пробовали погружаться в наших водоемах, но, увы, около Тюмени сложно найти чистые озера или карьеры, — рассказывает он. — А хорошая видимость под водой — это не просто прихоть, а требование безопасности. В противном случае, я не смогу контролировать своих учеников.
А присматривать за ними надо внимательно — среди учеников Щеголева не только пловцы со стажем, но и те, кто только-только осваивается в воде. Ведь многие приходят в школу дайвинга не за новыми острыми ощущениями, а за тем, чтобы забыть другое, плохое чувство, которое пришлось пережить когда-то в прошлом.
— Дайвинг помогает перебороть боязнь воды и глубины, — поясняет инструктор. -Если человек однажды научится правильно дышать и двигаться под водой, то он никогда не станет паниковать в экстремальной ситуации.
Поэтому опытные дайверы советуют приучаться к глубине с детства. Дмитрий Щеголев принимает в свою группу детей с семи лет. Хотя разрешает своим старшим ученикам приводить с собой ребятишек и помладше. Пусть они сначала просто посидят на бортике бассейна или на берегу, пока их родители ныряют.
Например, пятилетний сын Дмитрия Тимофей уже несколько лет сторожит своего папу на берегу. В воду ему пока что рано, зато всю теорию подводного плавания мальчик знает назубок. Деловито советует начинающим взрослым подводникам, как правильно надеть снаряжение. И на языке дайверов тоже умеет разговаривать.
Большой палец направлен вниз — погружаемся. Если наверх -всплываем. Соединенные между собой большой и указательный пальцы (на манер американского жеста «ок») означают, что все хорошо, погружение проходит по плану. А вот если дайвер проводит ребром ладони себе по шее, надо спешить ему на помощь, потому что в его дыхательном аппарате закончился воздух.
Есть в этом словаре и еще один тревожный жест — ладонь, стоящая над головой вертикально. Стало быть, поблизости… акула. Правда, когда погружаются на Малой Круглышке, тюменские дайверы этим жестом не пользуются. Не Красное же море.
— Но все равно красиво, — делится подводными впечатлениями Дмитрий. — Там много окуней, сороги и причудливых водорослей!
А еще в карьере… много мусора, который набросали туда отдыхающие. Поэтому первое задание, которое инструктор дает своим ученикам по приезду на водоем, — собрать со дна весь мусор. На скорость, кто быстрее. Тот, кто окажется позади остальных, готовит ужин.
Обычно тюменские дайверы выезжают к карьеру на несколько дней. Разбивают лагерь, разводят костер, устанавливают палатки. И не только, кстати, на берегу, но и. под водой. Да, уже несколько лет на дне Малой Круглышки есть своя маленькая Атлантида!
— Несколько лет назад мы придумали опустить на дно карьера стол, стулья, самовар, палатку, -рассказывает Дмитрий. — Всем эта затея очень понравилась. Теперь, когда приезжаем, первым делом проверяем свой подводный домик, приводим его в порядок.
… Сейчас дайверы ловят последние теплые денечки и используют каждый удобный момент, чтобы вырваться из суеты повседневной сухопутной жизни и погрузиться в сказочный подводный мир, где есть не только рыбы и водоросли, но и свой самовар!
***
фото: Евгения Серебрякова — ученица Дмитрия Щеголева — чувствует себя под водой очень комфортно;Вот как выглядит Малая Круглышка.