Небо приглашает к зрелищу
— Смотри, вертолет прямо по курсу — говорит мама своему маленькому сыну. На субботнем авиа-шоу в Нлеханово, посвященном 100-летию воздушного флота России, каждый ощущал себя частью этого мира.
Семья идет к салатово-красному Ми-8, вокруг которого толпятся другие люди. Из иллюминаторов высовываются детские головки. В кабине черно от желающих посидеть за штурвалом.
Рядом дети берут штурмом другие машины. Им помогают члены экипажей, что дежурят каждый у своего судна.
— С самого открытия к вертолету выстроилась очередь, — рассказывает высокий, улыбчивый борт-оператор Ми-26 Дмитрий Шмидт (он подсаживает женщин и детей, помогает спуститься по узенькому трапу). — Люди не просто проходят внутрь вертолета — спрашивают, почему он самый большой, какие грузы может перевозить, куда летает…
Небесно-белый Ми-26, и правда, выделяется размерами — он, как слон, огромный, непоколебимый и, по словам бортоператора, такой же… нежный.
— Как-то в Африке мы грузили в него контейнер, который только-только подходил по габаритам. И вдруг вышло из строя подъемное устройство — груз застрял посередине. Вокруг — глухая деревня, ни трактора, ни машины, вот и пришлось самим заталкивать контейнер внутрь, стараясь не повредить обшивку. Вертолет, хоть и большой, но ранений не любит. Ну и ломается тоже.
Миниатюрный Eurocopter, самый маленький вертолет на площадке, — новый. Именно это преимущество машины командир-инструктор Владимир Нестор называет главным. Внутрь можно залезть самостоятельно, зато Владимир Ярославович не отказывается сфотографироваться на фоне машины с детьми, снимает с себя фуражку, надевает ее на голову маленькому мальчику. В восторге тот становится по стойке смирно.
— Для людей сегодня праздник, а для нас это — любимая работа, — говорит командир-инструктор. — В иных СМИ сейчас выливается много грязи на нашего брата, здесь же можно своими глазами увидеть, как мы работаем и с чем.
Как раз в это время над аэродромом проплывает Ми-8 с привязанным на тросах водосливным устройством. Яркий, как фазан, вертолет накручивает круги, привлекая к себе внимание. Невидимый ведущий рассказывает в микрофон, что такие машины тушат лесные пожары.
Люди, задирая вверх головы, устремляются поближе к полю. Вертолет проходит еще пару кругов, наконец, чуть снижается и раскрывает бадью, из которой выплескиваются кубометры пенной жидкости — разумеется, на то место, где никого нет.
Следом начинается выступление спасателей. Трое мужчин в костюмах цвета хаки с перекрещенными на груди ремнями запрыгивают в очередной Ми-8. Он поднимается в небо, сделав круг, возвращается и замирает над толпой в метрах десяти над землей.
Шум лопастей напоминает барабанный бой, как в фильмах в особо опасные моменты. Зрители уплотняются у ограждения, обзор закрывают головки детей, поднятых на плечи пап.
В вертолете открывается дверца, оттуда выкидывают трос. Один из спасателей берется за него, головой вниз ныряет из вертолета и быстренько спускается на землю, за ним — второй. Они держат трос, по которому уже спускаются носилки. Несколько движений по закреплению условно пострадавшего, и вот ценный человеческий груз в горизонтальном положении поднимается обратно в вертолет. Захлопывается дверь. Зашумев еще больше, машина кренится на бок и удаляется. Мальчик лет трех, сидя на отцовских плечах, машет ей рукой. Спасатели приближаются к людям, их встречают аплодисментами.
У Алексея Напольского на празднике — жена с сыном, но не меньше он рад большому скоплению обычных зрителей.
— Такие праздники, как День ВВС и День воздушного флота России (он будет отмечаться 19 августа — Д.З.), необходимо встречать массово, — убежден Алексей. — В авиации сейчас острая нехватка кадров, осталось одно-два учебных заведения на всю страну. В штате, в основном, — сотрудники в возрасте. Для привлечения молодых людей годятся и такие шоу, и секции авиамоделирования, которые сейчас, к счастью, возрождаются.
Авиамоделисты выступают сразу после спасателей. Затем — парад пассажирских лайнеров, прыжки парашютистов и экскурсии на вертолетах Ми-8 и самолетах Ан-2. Очереди в кассу выстроились еще в самый разгар шоу, теперь они плавно перетекают к стоянке автобусов, что доставят на взлетно-посадочную полосу.
Анатолий Маслаков с женой полетать над городом не торопится. Бывший механик отлетал свое на Севере еще в советское время, а сюда пришел из ностальгии. Он по-хозяйски снимает крышку с авиадвигателя ТА-6А, заглядывает внутрь.
— Мы были на авиашоу четыре года назад, сейчас больше всего понравились пассажирские самолеты, — делится впечатлениями Анатолий Николаевич. — Хотя говорят, что каждый раз на авиа-шоу — одно и то же, я отвечаю, что новая техника не строится так быстро! Быстрее растут только дети. Два года назад были одни, сейчас — другие.
Возможно, те из них, что были на самом первом празднике «ЮТэйр» в 2006 году, уже решили связать жизнь с авиацией.
***
фото: Зрители машут пассажирским самолетам;Вертолет Ми-26 с «Уралом» внутри;Удачное приземление под аплодисменты зрителей;Командир-инструктор Владимир Нестор;Дети облюбовали все вертолеты;Зрители зарядились авианастроением;Выступают авиамоделисты;Бортопе-ратор Дмитрий Шмидт.