Эксперименты на воде
Корабелы рассчитали: построить пятое судно в серии — на 75 процентов проще, чем спроектировать и создать головной корабль. Однако на тюменской «Экспериментальной судоверфи» именно прототипы любят больше всего.
В цехе завода на берегу Туры замерли две не покрашенные темно-серые металлические конструкции. Вблизи не сразу и поймешь, что это остовы кораблей. Из маленьких рубок вылетают искры от сварки, по соседству судостроители кроят металл. На «улице» — уже ходившие, потрепанные временем, одинаковые на вид, остроносые светло-голубые катера.
Светит солнце, бесшумная река прячется внизу. Там покоятся еще несколько лодок, спуститься к которым можно только по очень крутым мостикам.
Юрий Кулиненко, строитель судов, о готовых кораблях много не рассказывает. Машет рукой — «частные катера, которые у нас стоят на отстое». Вместо этого горячо рассказывает о том, что еще предстоит сделать.
— Наш директор не любит чужого. Модернизировать, переделывать, делать по шаблону — это не для него. Хотя головной корабль — это всегда головная боль, но строить такой гораздо интереснее!
Генеральный директор «Экспериментальной судоверфи» Игорь Добролюбов — неторопливый, тщательно подбирающий слова, — рассказывает, что приехал в Тюмень в 1981-м после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта. Устроился на судостроительно-судоремонтный завод, но всегда хотел не ремонтировать корабли, а строить их с нуля. Поэтому и организовал в 1992 году новое предприятие.
За двадцать лет здесь выпустили более тридцати наименований уникальных плавсредств. Среди последних проектов — многоуровневый понтон (к нему могут пришвартовываться суда с разной высотой бортов). А еще — 150-тонная сборно-разборная баржа для перевозки тяжеловесной техники, которая отправилась весной на горную реку Алдан, и катер для локализации разливов нефти, что в прошлом году уплыл на Ангару…
Последний не уступает серийным спасательным катерам, развивает скорость до 45 километров в час, а уникален своими подвесными двигателями. Благодаря им судно не требует регистрации в речном регистре, а управлять им может даже любитель.
— Компаниям бывает сложно найти капитана с соответствующими разрешениями, — объясняет директор, — поэтому они заинтересованы в судах, которые просты в управлении и оформлении.
С нехваткой кадров сталкивается и само предприятие: в год примерно один человек из числа выпускников колледжа водного транспорта устраивается на завод и остается работать надолго.
Другая проблема — отсутствие четкой государственной программы по обновлению флота.
— Как я ни стараюсь отследить какую-нибудь систему в действиях правительства, ничего не получается, — говорит директор. — Вот заложили какой-то эсминец, объявили о создании корпораций… На деле же заводу приходится отслеживать, выискивать тендеры и по возможности побеждать в них… В последнее время заказов становится больше, но о стабильности говорить пока рано.
Впрочем, один из проектов не пришлось судорожно искать на торгах — это учебно-тренировочный теплоход для Тюменского колледжа водного транспорта. Огромный большегруз отдыхает в отстое, дожидаясь 1 сентября, когда внутри начнутся строительные работы. Из команды на корабле только капитан Павел Переладов. Он восхищается возможностями, которые предоставит это судно, и сетует, что в 1964 году, когда пришел на флот, таких не было…
Для судостроителей корабль сложности не предоставляет. Зато заказ ценен тем, что с его помощью можно будет повысить уровень образования курсантов -даже заинтересовать профессией речника.
Директор по производству Николай Тиссен рассказывает, что работа судосборщика очень сложная и трудоемкая. В советское время на подобных заводах, как и везде, предоставляли общежитие, столовую. Сейчас возродить все это было бы, наверное, очень сложно. Вот и остаются на верфях те, кто действительно любит корабли.
Такие рабочие — Иван Конуспаев и Ержан Шаймерденов -первые выпускники нашего колледжа водного транспорта по специальности «сборщик металлических судов». Они отслужили в армии и вернулись на верфь… На разговоры не отвлекаются, сваривают корпуса катеров, вроде того, что уплыл прошлым летом на Ангару. Осенью корабли отправятся в Хабаровск, а тюменские мастера — продолжат строить по-своему уникальные корабли.
***
фото: строитель судов Юрий Кулиненко;судосборщик Виктор Дьяков.