X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Черно-белое кино о жизни Зойки

До чего может довести «квартирный вопрос»? А острая тоска по ушедшим временам? По былому блеску? В выходные эти вопросы задавал себе и зрителям молодежный театр «Ангажемент» имени Загоруйко.

О том, что театр взял в работу знаменитую «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, уже несколько месяцев говорит околотеатральная общественность. Все же знают эту историю о молодой вдове Зое Пельц, которая в своей большой квартире, всеми правдами и неправдами сохраненной в послереволюционный период, под видом швейной фабрики открыла бордель. Пока шла подготовка спектакля, в Интернете то и дело всплывали рассуждения о том, можно и нужно ли показывать на сцене вольные нравы, царящие в прибыльном доме свиданий Зои Пельц. Мол, очень уж неприкрыто Булгаков написал про алкоголь, наркотики и вечерний разврат, которые утром для Зои и ее друзей сменяются мечтами о счастье, которое наступит, когда они заработают на своем сомнительном деле денег и уедут за границу. Булгаков написал беспощадную сатиру на бывших и новых «порядочных» людей, живущих во времена НЭПа.

Что ж, в афише «Ангажемента» новая постановка помечена значком 16+. Причем не только из-за пикантности некоторых сцен, но и по причине заявленного жанра спектакля, который назвали трагифарсом. Значит, жди скрытую политическую сатиру, городские скандалы, неприкрытый быт, грубость и веселье, а порой и непристойность. Однако режиссер и сценограф, заслуженный артист РФ Олег Гетце, известный тюменской публике по своим прежним работам с «Ангажементом» — «День рождения Снегурочки», «Он пропал.net» и легендарный «Носферату», — решил не столько подчеркнуть пикантность материала, сколько поработать над формой, показать актеров во всей красе и задать своим спектаклем неудобные вопросы.

В самом начале постановки актеры демонстрируют отличную находку — спектакль поставлен в эстетике немого черно-белого кино, что очень помогает зрителям окунуться в атмосферу 20-30-х годов прошлого столетия. Все эти платья с драпировками, шляпки- таблетки, воротнички, каблуки, мундштуки, нити бус. Блеск и нищета. Актеры «Ангажемента» покрыли лица толстым слоем белил, ярко подвели глаза, черным обозначили губы, серым — щеки. Именно так макияж бы выглядел на черно-белой пленке. Артисты научились двигаться под немецкие фокстроты и песни грустного Пьеро — Александра Вертинского, имитируя ускоренный темп немого кино. Им пришлось долго прорабатывать пластику и пересмотреть множество старых фильмов, чтобы добиться такой выразительности движений, перенять стиль игры актеров 30-х годов прошлого века и показать все это на театральной сцене так, будто перед зрителями в самом деле мелькают кадры потрепанной временем пленки. Эти кино-вставки Олег Гетце грамотно использует в спектакле и дальше: они веселят или нагнетают чувство трагедии — главное, работают безотказно.

Что до актерской игры, то режиссер мастерски распределил роли. Наверное, для него это было не так уж сложно, все-таки опыт работы с нашим театром у него немалый и творческий потенциал артистов ему известен. Оттого и персонажи получились сплошь харизматичные, запоминающиеся. Главную роль Зои Пельц он отдал Юлии Шек. Ее героиня получилась маленькой и трогательной и, одновременно, бойкой, умеющей давать взятки и ввязываться в авантюры. Крайне интересен Виталий Мигунов в роли администратора борделя Александра Аметистова — этакого Остапа Бендера, но с булгаковским шлейфом. Денис Юдин преуспел в роли «бывшего дворянина» Павла Обольянинова, Павлика, который запоминается своими грустными шутками и неспособностью вписаться в новую для него советскую действительность. Никита Герасимов и Ринат Гарифуллин смешно сыграли двух китайцев-наркодилеров.

… Понятно, что добром весь этот трагифарс кончиться не может. Олег Гетце не скрывает, что поставил спектакль для рафинированных эстетов, которые оценят появление в финале не сотрудников уголовного розыска, как в булгаковском первоисточнике, а Азазелло, Коровьева и Кота Бегемота из «Мастера и Маргариты». Ничего не объясняет — догадывайтесь сами. Или садитесь перечитывать Булгакова.

***
фото: Юлия Шек и Алексей Шлямин;Анастасия Гавшина;Виталий Мигунов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта