X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Когда актер — душа и голос куклы

В воскресенье в театре кукол завершается традиционный праздник длиной в неделю, который устраивают в честь Международного дня театра.

В этом году программа театральной недели исключительно интересна. Она посвящена актрисе Ольге Грязновой, которая занята в постановках, завоевавших зрительскую любовь. Это и «Снежная королева», и «Волшебник Изумрудного города», и «Двенадцать месяцев», и «Приключение Незнайки и его друзей», и «Малыш и Карлсон», и «Цветик-семицветик.ru», и многие другие. Ольга Васильевна в некоторых из них исполняет не одну роль, а две и даже три. Она может сыграть и злую ведьму Бастинду, и добрую волшебницу Виллину — и все это в одной постановке. А может быть и мышкой из простой сказки «Теремок».

Умение в своей жизни совмещать многое — это один из ее талантов. Она — драматическая актриса и мастер кукловождения. Она преподает студентам основы сценической речи и выполняет в театре работу постижера-гримера. Не говоря уже о том, что умеет на сцене создать образ, который зрители запоминают по индивидуальным штрихам.

Под занавес театральной недели мы говорим с Ольгой Грязновой об актерских возможностях, о том, чем живет театр, и, конечно, о куклах.


Актер — всегда актер

— Когда о вас пишут в прессе, всегда упоминают, что в театр кукол вы пришли, будучи драматической актрисой. А о том, как это получилось, — не пишут…

— Первая и основная моя профессия — актриса драматического театра. И я проработала! Больше 25 лет. У меня было амплуа — инженю травести. Это такая маленькая актриса. Я играла Золушку, играла Иванушку, других сказочных персонажей. Во взрослых спектаклях играла либо девочку, либо молодую девушку, либо вторую героиню. Есть основная героиня, ее любовная линия, а рядом — маленькая героиня, которая оттеняет главную своей фактурой, своим темпераментом. Чтобы основная получилась этакой «голубой героиней».

Но когда подходит возраст 40 лет, у травести начинается кризис амплуа. Либо она должна перейти на роли старух, либо перерасти свое амплуа так, чтобы играть любые роли. Травести — это такой актер, который должен уметь лепить характер персонажа.

Играла я в тюменском драматическом театре в трагифарсе «Слон» по пьесе Капкова про революцию. Режиссер искал актера на роль мальчика. Попробовали настоящего мальчика, но он не понимает, что ему играть. Попробовали молодого актера, но видно, что молодой человек придуривается, хочет казаться мальчиком. Когда меня вызвали к директору, я удивилась: в спектакле мне роли нет. А режиссер спектакля говорит: «Сыграйте мне мальчишку». Это притом, что невысокий актер Валерий Рябков играет папу! А режиссер мне: «Да вы будете на печке лежать и с нее говорить».

В итоге, когда мы сделали хороший грим, надели парик, посадили меня на печку, откуда я произносила текст, — получилось хорошо. Рюрик Иосифович Нагорничных, был такой актер и режиссер в драме, пришел и просит: «Оля, выйди, я на тебя посмотрю! Я тебя в гриме не узнаю». Жанр спектакля позволил сыграть мальчишку, когда мне было уже за тридцать.

… Но приходит такое время, когда ты уже и мальчиков играть не можешь. Я думала из актрис вообще уйти. Окончила Омский госуниверситет, получила диплом «Художественный руководитель любительского театра. Преподаватель». А потом Василий Николаевич Пустыльников предложил мне работать в театре кукол администратором. Но просил подумать, может, все-таки пойду актрисой? Я встретилась с подругами-актрисами из театра драмы, а они говорят: «Там же куклы! Поиграй немного, нам же иногда надо играть». И я пошла.

— И?

— Я не знала, куда пошла! Когда надо держать уровень куклы, работать ее руками, головой. А у меня не было техники вождения куклы. Больше чем за 10 лет работы в театре кукол я научилась. Научили меня наши актеры: Юрий Гурьевич Федоров, который очень хорошо владеет куклой. Еще Ирина Павловна Кузина мне какие- то вещи подсказала. Я подсматривала, как работают другие актеры во время спектакля. Они профессиональные кукольники, практически вся труппа. Я научилась вести диалог через куклу — это очень сложно, но это удивительное чувство.

— Руки, наверное, отваливались.

— Бывало всякое! Когда мы ставили «Волшебника Изумрудного города» и репетировали с большой и тяжелой куклой Бастинды, шла речь о том, что я ее вообще отдам: ее кто-то будет водить, а я буду говорить. У нас так в «Снежной королеве»: Юрий Гурьевич водит куклу Снежной королевы, а я ее озвучиваю. Там кукла чуть поменьше меня и чуть полегче, чем я сама. Нереально ее водить и разговаривать.

— Получается, что артист — он всегда артист?

— Мне кажется, что актерская основа у всех артистов одинаковая: может он быть актером, значит, может и драматическим, и кукольным. Зависит от того, что к таланту прилагается — физические данные, голос, внешность. Мне, например, здесь легче, чем в драматическом театре.

— Почему?

— Вы смотрели в театре драмы этот тяжелый спектакль «Ханана»? Да? Так вот, когда шли его репетиции, я позвонила актрисе Ирине Халезовой, которая играет там главную женскую роль, и спросила: «Как ты поживаешь?» «Оля, я уже полтора месяца в каком-то другом мире живу — грязном. Сил нет». Актер обязан прожить обстоятельства роли, чтобы вынести их на сцену.

А я сейчас живу в своем, не придуманном мире и нормальной жизнью. Я вижу окружающих, общаюсь со студентами, занимаюсь любимыми делами. Я не гружу себя настолько. Накануне возьму роль Бастинды или любую другую, повторю. Все-таки в кукольном театре кукла и ты — отдельно, а в драме ты должен на определенное время стать тем, кого ты репетируешь.


Куклы и маски

— Кукла — это инструмент? Или вы, как многие, вкладываете в нее нечто большее?

— Нет, нет, не просто инструмент. Кукла связана с обрядами, с колдовством. Мы не носим кукол домой, чтобы отрабатывать роль. Я лучше тут с ними посижу. Приходя на сцену, я с каждой куклой здороваюсь. Как в театре драмы перед началом спектакля подходишь к актеру, сверяешь тон грима, чтобы посмотреть, как вы вместе выглядите. А заодно в лицо ему заглядываешь: какое у него сегодня настроение? Вам же сейчас на сцене любовь играть. А здесь такую постоянную любовь ты должен держать с куклой, должен ее понять, попасть в маску куклы: ты — ее душа, ты — ее голос. А она — твое обличье. Если соприкосновение происходит, тогда случается чудо. Зритель верит, что кукла живая. Дети — сто процентов. Когда моя Бастинда медленно наклоняется и говорит хриплым голосом, в паузу, в звенящей тишине зала ребенок шепотом говорит: «Это Баба-Яга-а…» Ради этого мы и работаем, это не дает нам всем стареть.


Театр — навсегда

— Когда у актеров спрашиваешь, хотят ли они, чтобы их дети пошли по их стопам, они отвечают.

— Нет! Драматические артисты так говорят, потому что они живут не совсем своей жизнью. Их роли диктуют им, как жить тот или иной период. Они упускают своих детей. Поэтому актеры и не хотят для своих детей такой жизни.

— Но сами хотеть ее продолжают?

— Самим уже не выбраться, не уйти. Даже если человек не обладает талантом, и его выдавливает, выбрасывает из этой профессии, ему из театра уйти очень тяжело. Это не зависимость, это что-то другое. Будто замещение собственных эмоций сценическими. Помню, как мы играли в драме спектакль «Капитан Фракасс», второй акт начинается с застолья, будто все персонажи пьяные в таверне сидят. И вдруг вахтер за несколько минут до начала прибежал и кричит Рябкову: «Валерий Алексеич, вам телеграмма!» Тот читает телеграмму, а там: «Умерла ваша мама. Приезжайте». И открывается занавес.

Вы бы видели, как Рябков веселился. Его слез даже не было видно, потому что он играл дикое веселье, вся сцена пошла по-другому, мы не могли понять, что произошло. Когда живешь другими, выдуманными ситуациями, своя собственная, даже трагическая, переваривается по-другому, не так, как у прочих людей.

— В кукольном театре, наверное, все же иначе? У вас же самая искренняя публика на свете.

— Малыши-то? Это да. Смотрите, Образцов дожил до 90 лет. Мне кажется, потому, что он создавал спектакли для детей, сам выходил перед спектаклями, что-то им говорил, налаживал диалог «артист — зритель». В таких людях, как он, много позитива, оптимизма. Все это от общения с детьми.

***
фото: Ольга Грязнова с одной из любимых кукол;В гримерной комнате после показа одного из самых сложных спектаклей театра кукол — «Волшебник Изумрудного города».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта