X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О кино? Значит, обо всем

Лекцию, после которой ужасно трудно вернуться к наполненным хлопотами будням, прочла в среду в институте культуры Наталья Соколова — руководитель киноклуба института, преподаватель, ведущий киновед Тюмени.

Это была третья лекция культурно-образовательного проекта «Летопись самых значимых событий истории российского кино», приуроченного к Году российского кино. Вообще такие встречи проходят раз в месяц и задуманы не просто лекциями, но, скорее, сочетанием лекций, выставок и кинопоказов, посвященных выдающимся российским кинофильмам, которые в 2016 году празднуют юбилей. В фондах научной библиотеки института хранятся уникальные издания по истории кино, в том числе, российского: энциклопедии, словари, монографии, учебная литература, журналы и, пожалуй, самая большая в Тюмени коллекция российских фильмов (более тысячи DVD-дисков). Таким образом, в проекте получится представить дюжину картин.

— Когда мы задумывали этот проект, решили вспомнить о самых значимых и интересных фильмах из истории российского кино, — рассказывает Наталья Соколова. — Сегодняшняя встреча приурочена к Международному дню театра. С 1961 года во всем мире 27 марта отмечают этот праздник. Мы тоже не могли о нем забыть, поэтому посвятили встречу театральным фильмам, фильмам, которые объединяет творчество великого итальянского драматурга XVIII века Карло Гольдони.

Речь о двух картинах. «Хозяйка гостиницы» (режиссер — Михаил Названов, 1956) — 60 лет исполняется этому фильму. И «Труффальдино из Бергамо» (режиссер — Владимир Воробьев, 1976) — 40 лет.

Чтобы подобраться к их истории, Наталье Соколовой приходится вырвать публику из будничной среды и переместить в Венецианскую республику, к театру Ла Фениче, к гондолам, плавающим по каналам, на площади, где знаменитые маски комедии дель арте разыгрывают свои незатейливые веселые сюжеты. А еще — в суть спора между двумя знаменитейшими драматургами Карло Гольдони и Карло Гоцци. Гольдони, как известно, считал, что традиционная итальянская комедия дель арте, комедия масок, где Арлекину и его друзьям не нужны были пьесы, а только сборники сценариев, просвещенному XVIII веку уже не соответствует. Гоцци, в свою очередь, ратовал за сохранение традиций. Что из этого вышло, мы помним. Или не очень- то помним?

А о том, что знаменитый театр Ла Фениче, название которого переводится с итальянского как «феникс», — вот уж не смешно — несколько раз горел? В 90-х годах прошлого века был объят огнем в последний раз и выгорел практически дотла. Тогда многие театры мира, в том числе и московский Большой театр, играли благотворительные спектакли и отсылали выручку на его восстановление.

А о том, что пьесы далекого, казалось бы, XVIII века не только до сих пор ставят в театрах, но и экранизируют в разных странах? Наталья Соколова насчитала не меньше семи экранизаций пьесы Гольдони «Трактирщица», а в российском варианте — «Хозяйка гостиницы».

А о том, кто такой Михаил Названов — звезда советского театра и кино, переживший ГУЛАГ, снявшийся в «Иване Грозном» Эйзенштейна, сыгравший в 1964 году лучшего в кинематографе Клавдия в картине «Гамлет»?

Суть нового цикла познавательных лекций в киноклубе института культуры в том, что, во-первых, они сразу обо всем: о театре, кино, живописи, трудной человеческой судьбе и так далее. А во-вторых, полученная информация хоть и вряд ли поможет справиться с сиюминутными хлопотами, но зато здорово залатает дыры в той части образования, которая считается гуманитарной. И уж точно на пару часов вытолкнет из офисной среды на улицу Парижа или Венеции, или даже в города, которых не стало. Пара таких лекций — и побежишь повторять позабытые спряжения латинских глаголов. Ну, или хотя бы более ходовых английских.

***
фото: Лекцию о кино читает Наталья Соколова.;Лекцию о кино читает Наталья Соколова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта