Школьная еда. Флешбэк
Серые школьные котлеты или альтернативная пища? Этот выбор стоял не только перед нынешними школьниками.
Проблема школьного питания (и его конкуренции с нешкольным), затронутая моей коллегой Марией Самаркиной в N 41 «Тюменского курьера», существует не первый год. Даже советские школьники, одноклассники моего двоюродного брата, бегали за булочками в хлебный магазин.
Я учился в школе в девяностых и нулевых. В столовую до поры ходили все и, кажется, не задумывались, хорошо там кормят или нет. Наверное, кормили нормально. Но классе в девятом начался некий слом. Я лично перешел на мамины бутерброды. Чуть позже ко мне присоединилась пара одноклассников.
— Не то, чтобы нам это нравилось, — говорит Ирина Михайловна, бывший педагог нашего учебного заведения. — Но как запретишь? На подоконниках ребята не мусорили, за собой всегда все убирали и выбрасывали. Замечание не сделаешь — они же не хулиганят.
В общем, самостоятельно питающихся не гоняли и обязательно есть в столовой не заставляли — только иногда ворчали. Хотя в других школах бывало всякое.
— Да, нас одно время прямо заставляли, — говорит Герман Наумов, выросший в МЖК. — В столовой есть, скажем так, приходилось. Без особого удовольствия — когда мы дежурили, видели, что этой пище доверять не стоит. Крысы не бегали, но перчаток никто не надевал. В магазины за едой мы не ходили, но бутерброды одно время носил с собой — мама утром делала. А потом просто брал коржик с чаем — поесть можно и дома, после школы.
Мать бывшего школьника считает: ничего не надо навязывать. Достаточно показать ребенку, что домашняя еда — это вкусно и сытно, и он сам не станет переходить на чипсы и батончики. И даже поддерживала сына в стремлении питаться ее едой: чего травиться? «Видела я там эти серые котлеты», — говорила она.
В замене школьного питания на любое другое есть, на мой взгляд, два важных аспекта. Первый — слом существующей линии поведения, подростковый протест. Для меня и моих одноклассников это было больше подражанием стилю жизни, почерпнутому из кино и мультфильмов. Как и, чуть позже, курение в соседнем дворе. Поэтому, думаю, отказ от школьного питания совсем не обещает трудностей в будущем. Если сегодня школьник не ест в столовой — это не значит, что завтра он будет питаться только сникерсами и дошираками. И наоборот: те, кого все отрочество кормили вкусными домашними обедами, сейчас не менее регулярно, чем другие, уминают фастфуд.
Второй аспект — восприятие столовых обществом. Действительно, сообща они наработали не самую радужную репутацию — в глазах и детей, и родителей, которые, как видим, даже поощряли отказ от казенной еды.
Из собственного опыта: однажды я, взяв в руки сдобную булочку, увидел на обратной стороне двух придавленных комаров. Но легендой стала другая история, от ребят постарше. Однажды их класс пришел в столовую на обед. Подавали макароны с котлетой. Девочка поддела котлету вилкой — и обнаружила с обратной стороны таракана величиной с эту самую котлету. Да не просто прилипшего, а обжаренного вместе с фаршем. Один раз, как известно, случайность, два — совпадение, а три — уже привычка. Еще раз поймать на вилку таракашку подростку не захочется.
И если готовят в столовых нормально и часто даже вкусно, то с отношением к чистоте бывают проблемы. Вспоминается фраза кого-то из поваров ведомственной столовой относительно тараканов в кастрюлях: «Так их травят, вот они в кастрюли и лезут!» Как будто это сразу стало нормально, раз с насекомыми все-таки борются. Чистота требует жертв!
Школьники отказываются от столовых по разным причинам, и делали это как в девяностые, так и сейчас. Чему можно научиться на этих примерах, повторяющихся в новом поколении? Думаю, тому, что диктат здесь совершенно не нужен. Не надо насильно запихивать еду в человека, а человека — в нелюбимую столовую. Не говоря уже о том, что ему может элементарно не нравиться вкус, а спорить о вкусах — дело неблагодарное.
А станет ли он из-за этого капризен в выборе пищи или нет — его личное дело, и школы не касается.