X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Война как она есть: иди и смотри

В то летнее воскресенье жителей Тюмени приглашали на массовое гулянье в Гилевской роще и приключенческий фильм «Таинственный остров» в кинотеатре «Темп». День обещал быть беззаботным и приятным. Но тонкая грань между миром и войной уже была взорвана.


Жизнь перевернулась

А ведь всего несколько месяцев назад казалось, что все утрясется, и враг не посмеет напасть.

А если осмелится, то могучая Красная армия даст по зубам фашистскому волку.

И в городском кинотеатре, следя за политическими новостями и первыми отсматривая свежую хронику, развивали свое благородное и сугубо мирное дело. Так, в марте 1941-го появился приказ по «Темпу», которым вводились в практику выезды на предприятия Тюмени. Нет, фильмов не привозили, но успевали продавать билеты в обеденные перерывы и между сменами.

За считанные недели до вторжения старший киномеханик Соколкин принимал поздравления с премией из г директорского фонда. Оказывается, ходил он к начальству не со всякой чепухой, а с мыслями о реальном усовершенствовании показа. ЕЭ Жаль, в приказе не сообщается, что именно придумал местный кулибин — упоминается лишь ряд его рацпредложений…

В нашествие не верили до последнего. Тем ошеломительнее была весть о нем. Тем непонятнее то, что происходило на фронтах в самые первые месяцы Великой Отечественной. «Ведь мы же видели в кино наши самолеты, героев-пограничников, буденновскую конницу, сметающую все на своем пути. Где же они? Почему отступает Красная армия, почему сдает город за городом?»

Об этом думали, но вряд ли говорили вслух (не дай бог, обвинят в паникерстве). Да и заботы отвлекали от тягостных мыслей.

Кинотеатр перестраивал свою работу. И срочно вносил изменения в афишу. 23 июня, на второй день войны, здесь показывали картину «Фронтовые подруги». Главную роль исполняла актриса Зоя Федорова, успевшая стать лауреатом Сталинской премии. Фильм повествовал о девушках из дружины Красного Креста, которые добровольно, санитарками и сестрами милосердия, пошли на советско-финскую войну 1939-40 гг.

Примечательно, что местная газета «Красное знамя» не обошла вниманием премьеру этой работы режиссера Виктора Эйсымонта, напечатав пусть не рецензию (которой, вероятно, не требовалось), а эмоциональный отклик журналистки Любови Карабановой: «… Именно в эти дни, как никогда, страстный и яркий фильм «Фронтовые подруги» находит горячий отклик в сердце каждого трудящегося».

А крутил новую ленту уже не умелец Соколкин, а кто-то другой. 23 июня бравого старшего киномеханика и одного из его коллег призвали в РККА, о чем сообщалось в приказе. Впрочем, то было только начало больших перемен.

Городской кинотеатр сократил штатное расписание, отказавшись, в частности, от услуг счетовода, пианистки и массовика.

В спешном порядке создали свою группу ПВХО (противовоздушной и химической обороны), чтобы быть готовыми к налетам вражеских бомбардировщиков дальнего действия, если они все-таки долетят до Тюмени. Директор кинотеатра Тихомиров объявил, что к лицам, уклоняющимся от занятий, будут применяться меры административного воздействия.

Вскоре выяснилось, что придется почти непрерывно латать возникавшие кадровые бреши. Люди требовались не только фронту. «Для отправки в Уватский район на уборочную кампанию. командируется сроком на 3 месяца т. Пелымская… с сохранением среднего заработка в 50%».

Нуждались в рабочей силе тюменские заводы, торфопредприятия — и тоже получали ее. И здесь звучала обязательная и не предусматривающая отказа формулировка «по законам военного времени».

С приходом зимы сюда еще и стали приходить циркуляры созданной в городе чрезвычайной тройки по топливу. В соответствии с новым циркуляром «Темп» выделял свою бригаду для распиловки дров. Норма выработки составляла три кубометра на человека в день. Было объявлено, что всех, кто не справится с объемом работы, ждут неприятности. Чего-чего, а карать власть умела.

И даже не где-нибудь на делянке, а под сводами родного кино можно было нарваться на расправу скорую и жестокую. В «Темпе» наверняка сочувствовали, но ничем не могли помочь скромному ученику киномеханика. Его привлекли к судебной ответственности за отсутствие на работе без уважительной причины в один из дней осени. История умалчивает, что послужило причиной прогула — банальное похмелье или, скажем, любовная история. А может, горе в семье, которое чаще всего в военную пору приносил почтальон с похоронкой?

. Но люди жили, радовались, что их не бомбят, искали правды в скупых сводках Совинформбюро, где нередко названия тех или городов СССР маскировали одной-единственной буквой: попробуй догадаться, где идут бои. Все сообщения с фронта подвергались цензуре.

Но ближе к концу 1941-го сводки стали более открытыми. А 14 декабря в большущем материале на первой странице «Красное знамя» взволнованно рассказало том, что немецкий план окружения и взятия Москвы провалился. На столь радостную весть быстренько откликнулись и в «Темпе» — запустили на экран боевой киносборник под названием «Победа за нами!», а потом и историко-героический фильм режиссера Всеволода Пудовкина «Суворов», выпущенный в 1940-м и удостоенный Сталинской премии. Великого полководца играл актер Николай Петрович Черкасов (не путать с Николаем Константиновичем Черкасовым — тем самым человеком, что был в кино и Александром Невским, и Дон Кихотом, и Паганелем из «Детей капитана Гранта»).


Больше, чем кино

Но даже все полчища Гитлера не могли отменить. новогоднюю елку!

Именно под сводами «Темпа» пушистая и многолапая гостья из леса смотрелась неописуемо красиво, рассказывает архивист и краевед Майя Смирнова, которая в ту пору была школьницей. От пола первого этажа до потолка над вторым было открытое пространство, и ель с алой звездой на макушке словно пронзала его — дивное, волшебное зрелище, чарующее ребятишек!

Майя училась неподалеку, в школе, которая тогда занимала старое здание на ул. Осипенко, возведенное еще в 1914-м (ныне там находится географический факультет ТюмГУ). В кино, правда, приходила нечасто. И самый первый фильм, что увидела здесь, произвел на нее сильнейшее впечатление. «Люди в зале плакали, и я тоже», — вспоминает Майя Андреевна.

То была картина «Она защищает Родину» с Верой Марецкой в главной роли. Пронзительная история женщины, потерявшей мужа в первые месяцы войны, а потом увидевшей смерть своего ребенка под гусеницами фашистского танка. Драма, взывающая к мести и яростной борьбе с врагом до последней капли крови.

Актриса Марецкая в образе командира партизанского отряда была потерянно молчалива в своем горе и неистова в сценах, где ее материнская ярость обрушивается на оккупантов.

Меня, нашедшего фильм в одном из онлайн-кинотеатров, потрясла сцена, где во время боя Прасковья Лукьянова видит того немецкого офицера, что не пощадил ее сынишку. И забирается в танк, брошенный гитлеровцами (она была трактористкой), и обрекает убийцу ребенка на такую же смерть, акт справедливого и неминуемого возмездия. Могу только представить, как сопереживали, как не могли оторваться от происходящего на экране зрители той поры. Ведь были в зале и те, кто испытал оглушительную горечь потери, кто уже не ждал с фронта своего отца, мужа, сына, брата.

Это было больше, чем кино. Мощнейший эмоциональный раздражитель, после которого, вероятно, число добровольцев в Красную армию стремительно росло.

В картине режиссера Фридриха Эрмлера снималась и уроженка Тобольска Лидия Смирнова, ставшая очень популярной после трогательной мелодрамы «Моя любовь» (1940). В фильме Эрмлера она была Феней, невестой тракториста Сени (его играл не менее знаменитый в ту пору Петр Алейников).

Такой Смирновой ее земляки еще не видели: вместо изящного платья — ватник бойца. И ручной пулемет, с которым героиня управлялась весьма умело. А ее слезы в кадре были не поддельными — настоящими.

Кино сильных чувств? Да, иного тогда, наверное, просто быть не могло.

Окончание следует.

***
фото: Тюмень летней порой (уже грянула война или еще нет? Фотография предположительно сделана в 1941-м);Зоя Федорова (справа) в фильме «Фронтовые подруги»;Афиша фильма 1943 года «Она защищает Родину».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта