Собирают историю по крупицам
У каждого поискового отряда свое белое пятно в истории Великой Отечественной войны. Свои вопросы, на которые поисковики пытаются найти ответы.
Тюменцы устанавливают судьбы солдат и командиров Второй ударной армии, павшей в новгородских болотах. Курганский отряд «Следопыт» участвует в «Вахте Памяти» в Орловской области и в Карельском городе Питкяранта. Под руководством Андрея Тилипенко курганские «следопыты» подняли и перезахоронили с почестями около двухсот бойцов, а музей Шумихинского аграрно-строительного колледжа пополнился экспонатами из экспедиций.
Накануне полевого сезона поисковики Уральского федерального округа собрались в Тюмени, чтобы обменяться информацией и поделиться планами. Попытаться сложить кусочки исторического пазла и воссоздать общую картину.
Участники проекта «Урал-АлСиб» из Свердловской области рассказали, как продвигается исследование судеб погибших экипажей самолетов перегонной трассы Аляска — Сибирь.
— Алсиб — это воздушная трасса между Аляской и СССР, проложенная в 1942 году. По этому воздушному пути перегоняли американские самолеты, которые США поставляли в Советский Союз по лендлизу, — рассказывает Аркадий Воробкало, прокладывая путь, отмеченный на карте красной линией, из города Фэрбенкс (Аляска, США) через Сибирь, Урал и далее на фронты Великой Отечественной.
Авиалиния «Алсиб» действовала в условиях строгой секретности, летчикам запрещалось рассказывать о своей работе и упоминать об этом в письмах. Маршрут был разбит на пять участков: Фербенкс — Уэлькаль (1560 км), Уэлькаль — Сеймчан (1450 км), Сеймчан — Якутск (1200 км), Якутск — Киренск (1340 км) и Киренск — Красноярск (920 км). На каждом участке базировался свой авиаполк.
Из Красноярска истребители с демонтированными крыльями в прифронтовые города отправлялись по Транссибирской магистрали. Изучая информацию о передвижении самолетов в центральную Россию, можно восстановить маршрут перелетов и перевозок. Большую часть истребителей по железной дороге перевозили через Новосибирск, Омск, Свердловск, Казань — на Москву. Тем же маршрутом следовали тяжелые самолеты, но своим ходом.
Исследованием этой страницы минувшей войны Свердловские поисковики заинтересовались несколько лет назад. Все началось с письма Эдуарда Алексеевича Фадеева, который разыскивал могилу отца, военного летчика. О капитане Фадееве, согласно справке из военкомата, было известно, что погиб он в октябре 1943 года на Урале в районе станции Михайловский завод. В феврале 2010 года начали изучать материалы, а в мае поисковая экспедиция под руководством Владимира Рыкшина обнаружила обломки самолета и могилу погибших капитана и его товарища. В экспедиции удалось найти информацию и о других самолетах, разбившихся во время войны на территории Свердловской области. Всего же на советском участке трассы произошло 279 летных происшествий, в том числе 39 катастроф. Причины разные: сложные метеоусловия, конструктивные недостатки и производственные дефекты самолетов, плохая техника пилотирования и организация полетов. Погибло 114 человек. Их-то и пытаются разыскать свердловские поисковики. На выставку в Тюмень они привезли обломки самолета В- 25 «Митчелл», а также фрагменты штурвала и руля еще одного воздушного судна, найденные в 2015 году.
А на Ямале воплощают проект «Карские экспедиции» — хранят память о соотечественниках, павших на арктических рубежах. Среди них участники конвоя «Белое море — Диксон N 5», который потоплен в 1944 году немецкой подводной лодкой U-365 в 60 милях от острова Белый.
Как рассказал заместитель директора Приуральского районного краеведческого музея Александр Шлюшинский, в 2014 году установили предварительные координаты места гибели конвоя. А в прошлом году удалось организовать погружение водолазов к затопленному пароходу «Марина Раскова». Провели обследование, подняли рынды, штурвал, два пулемета и телеграф.
Также провели работы на острове Белый, куда после гибели судов выбросило тела участников конвоя БД-5. Погибшие были захоронены на берегу, но со временем братскую могилу размыло. Ее обнаружили, установили фамилии павших и перезахоронили их со всеми почестями.
Собрать исторические данные — лишь половина дела. Вторая половина заключается в том, чтобы рассказать людям о том, что нашли и увидели. Тюменцы представили на выставке проект агитпробега «Дорогами памяти — дорогами мира». Цель его, рассказывают поисковики, распространение исторической правды о Великой Отечественной войне. Сотрудники областного поискового центра провели больше 500 уроков памяти, организовали 370 музейных экспозиций и видеолекций. Проект охватил около 15 тысяч жителей области разных возрастов.
21 марта, сразу после выставки и окружного слета, участники агитпробега снова отправились в путь. Планируют посетить 8 районов области, города Тобольск и Ишим.
***
фото: Артур Ольховский — руководитель Областного поискового центра;Поисковый отряд «СТИКС» из Свердловской области.