И это все о нем
Как вы позиционируете Тюмень? Город науки? Город офисов? Город банков? Город рантье? Город торговцев? Город культуры? Так главный редактор сформулировал вопросы очередного мониторинга. Вот что ответили горожане.
Алексей, рабочий завода:
— Однозначно торговый. Он таким начался и таким, я думаю, будет всегда. Это не значит, что у нас нет науки, промышленности, сельского хозяйства, деловой жизни и всего остального, но торговля, на мой взгляд, превалирует. Она словно заложена в менталитете коренных тюменцев. Вот пример: несколько лет назад я хотел открыть свое дело и пытался получить финансовую помощь по программе самозанятости. Специалисты в управе мне тогда рассказали, что большинство потенциальных участников этой программы собрались именно покупать товар у одних и продавать другим, но дороже. Разве это не показатель?
Иван Непомнящий, студент-разночинец:
— Вопрос для меня очень болезненный. Я родился в Тюмени и лет с пятнадцати, то есть с середины 90-х годов, пытаюсь понять, где место Тюмени на карте мира? С середины 2000-х вопрос стал менее острым, появился Интернет, и цивилизованный мир стал чуть ближе. Можно заказывать вещи, которых никогда нет в Тюмени, книги и фильмы, которые никогда не привезут… Но неделю назад я прочитал книгу Роберта Флориды, который отвергает тезис о том, что в современном глобализованном мире место не важно. Нет, место важнее всех виртуальных благ. Место делают именно люди, чем больше и разнообразнее состав живущих в городе людей, тем богаче городская жизнь. По его классификации Тюмень — типичный город семейных людей, у нас есть школы и детские сады, безопасно на улицах, стабильный рынок труда. Но, к сожалению, нет молодой энергии, нет значимых изобретений, открытий, нет современной культуры, нет гениальных писателей, певцов, ученых. У нас нет первооткрывателей. Тюмень на карте мира, по классификации Флориды, типичная равнина, которая расплющена у подножия развитых городов-пиков…
Алла Васильевна, экономист, в советское время — сотрудница Гипротюменьнефтегаза:
— Выбираю из вашего списка «город науки» — для меня это самое подходящее определение. Сколько у нас институтов, научных учреждений — сколько они сделали для становления и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса! Сколько дали талантливых людей, выросших от скромных студентов до умелых инженеров и руководителей. Когда-нибудь это масштабное число озвучат, пусть и не с точностью до одного человека. И это, не сомневаюсь, будут очень впечатляющие цифры.
Дмитрий, студент:
— Тюмень воспринимаю как обычный естественный город — город церкви и базара. С последующим развитием. Поясню — на меня произвела впечатление теория, что основные центры города — духовный (собор), где преодолевается время, а пространство носит сакральный смысл, и повседневный — рынок. И вот все естественные города возникают в этих рамках. Наш естественный.
Екатерина Смирнова, продавец-консультант:
— Мне кажется, что Тюмень — это город молодых людей. Особенно это ощущается во время учебного года, когда к нам приезжают студенты из северных городов, сейчас вот еще замечаю много иностранных студентов, учащихся ТВВИКУ и нового кадетского училища, которые выходят на выходные в город и наполняют его оживлением.
Анастасия Токарева, инженер:
— Тюмень мне напоминает удобную, современно обставленную квартиру, которая в меру просторна и, в то же время, не пугает своими масштабами. Стоит здесь немного пожить, чтобы освоиться и запомнить, на какой полочке что лежит. При желании этот город можно увидеть с любой стороны — для кого-то он торговый, для кого-то интересен с исторической точки зрения, кто-то считает его городом, где можно хорошо провести досуг… Он как раз и хорош своей разноплановостью.
Петр Степанов, 26 лет:
— У нас — не Москва, сложно жить на ренту. Не думаю, что рантье очень много. Науки у нас почти нет, культуры собственной — тоже (хотя бескультурными наших людей назвать не могу). Банки все какие-то утлые. А вот офисов и торговцев, действительно, завались. Каждый второй новый знакомый или работает менеджером по продажам, или перепродает какое-нибудь оборудование. У нас такой город, где деньги хотят сделать из воздуха.
Владислав, экономист, 27 лет:
— Ничего из предложенного. Город Ничего. Потому что ничем он не знаменит.
Светлана, 24 года, безработная:
— Город относительно сытых людей. Люди в Тюмени в большинстве своем именно сытые — и в прямом, и в переносном смысле.
Анна Валентиновна, 34 года:
— Первое впечатление — это культурный город. И еще бы добавила, что спортивный. Именно здесь я узнала и полюбила биатлон. Впервые приехала в Тюмень пять лет назад. Сразу впечатлило, что здесь проводят бесплатно народные гуляния. Причем в разных районах города. Заметила, что очень много культурных мероприятий. На любой вкус и кошелек. Очень много делается для детей и подростков — есть спортивные площадки, цирк, различные аттракционы, театры, выставки.
Евгений, 32 года:
— Я по образованию историк, а потому сразу вспомнил слова купца и мецената Николая Чукмалдина, считавшего Тюмень культурным городом. Вот только театров у нас сейчас меньше, чем вузов. Да и с музеями проблема. С нетерпением жду окончания строительства нового музейного комплекса. Так что по мне, современная Тюмень — город офисов и науки.
Маргарита Лебедева, предприниматель:
— Тюмень — это город традиций. Купеческий, консервативный, щедрый на свою любовь к ближнему. Важно только понимать и принимать это, относиться с уважением к людям и к вековым стенам.
Ольга Петрова, заведующая кафедрой журналистики ТюмГУ.
— Студенческий город.
***
51 год назад, когда я, выпускник УрГУ, распределился в Тюмень, старший брат подарил мне пару яловых сапог. «Зачем?» — «Ты, братец, в Тюмень едешь, не куда-нибудь», — ответствовал брат. И оказался прав.
Тюмень, какую я знаю, всякая и всехная. Наш мониторинг это еще раз подтвердил. Правда, боюсь, он же и ограничил поиски вариантов городского портрета заданным сначала перечислением.
Я, например, вижу город рукастых людей, потомков тех, кто некогда создал жемчужины деревянного зодчества, которые не надоест рассматривать. Тюменская красота делает людей художниками и писателями. Тюмень — город по-настоящему деловых людей, а не только деляг…
Может быть, мы продолжим искать и другие варианты тюменского облика, кроме увиденных пионерами нашего мониторинга?
Рафаэль Гольдберг