Магазин маленький должен быть удаленьким
Магазины у дома, думается, во многом сами виноваты, что не выдерживают конкуренции с торговыми сетями.
Суждение может показаться слишком резким, но для этого есть основания. Формат торговли, который без сбоев работал на протяжении десятилетий, сейчас буксует. Можно, конечно, во всех трудностях обвинить налоговую или еще какую политику государства, региональных, муниципальных властей, но правда состоит в том, что сами магазины у дома продолжают работать по старинке. Не секрет, что такие торговые точки часто открывают по принципу самозанятости. Потерял человек работу, подумал-подумал, чем ему заниматься, и решил, что проще всего открыть лавочку по соседству. Еще с советских времен у многих сохранилось убеждение, что ума для этого много не надо, а прокормить себя и семью можно с лихвой.
Но ход времени ускорился не только в сфере информационных технологий. На принципиально другой уровень выходят также сферы обслуживания и потребительского рынка. «Чайники» стали явно проигрывать профессионалам, особенно сетевикам, к которым множество претензий, но в отсутствии знаний о работе с покупателем их не обвинишь. Наоборот, современных маркетинговых технологий в крупных торговых центрах применяется столько, что даже негативно и скептически настроенный покупатель неизбежно уходит с покупками, иногда даже с полными тележками. Опустошая таким образом кошельки намного больше, чем хотелось, до магазина у дома покупатель уже не доходит, даже если всей душой за такой формат и против сетей.
— Время сидеть и ждать, когда к тебе покупатели сами зайдут, закончилось, — считает Андрей Пантелеев, начальник регионального управления лицензирования и регулирования потребительского рынка. — Необходимо учиться работать по-новому.
В целом сфера торговли чувствует себя в регионе вполне комфортно. На ее долю в прошлом году приходилось 14 процентов валового регионального продукта, это второе место после обрабатывающей промышленности. По словам Елены Ереминой, директора городского департамента потребительского рынка, предприятия торговли показали увеличение товарооборота почти на 11 млрд рублей. При этом доля продовольственной корзины составила 46 процентов от общего товарооборота. Хотя изменился средний чек, произошло перераспределение денежного потока, но количество совершенных покупок и количество рублей, которое тратит население, остались прежними.
Беспокоиться магазинам, вроде бы, не о чем. Тюменский покупатель по-прежнему не жаден и готов тратить свои кровные в торговых точках. Главное — его туда заманить и убедить в том, что покупать в данном месте лучше, чем в другом. Одним фактом открытия новой торговой точки этого теперь не сделать. Не помогут, как говорили в фильме «Золушка», и связи. Чтобы удержаться на рынке, надо хорошо знать не только бухгалтерию, но и владеть современными маркетинговыми технологиями и даже знаниями психологии человека. Этот индивидуум уже сильно отличается от непритязательного homo soveticus.
— Во многом владельцы маленьких магазинов виноваты сами, потому что с момента открытия ничего не меняют. Ремонт не сделан, товары однотипные, цены высокие, — уверен Андрей Пантелеев. — У них низкая эффективность управления, низкий уровень обучения сотрудников, слабая маркетинговая политика.
И эти слова может подтвердить любой покупатель. Как покупатель я никогда не задумывалась над тем, что такое маркетинговая политика и раскладка товара, пока не столкнулась с этим лично и на собственном примере не почувствовала разницу. В нашем доме есть нежилое помещение, которое вот уже несколько лет переходит от одного арендатора к другому. Были там и неоднократные попытки открыть продуктовый магазин. И каждый раз новые владельцы «не попадали в ассортимент». Полки почему-то неизменно забивали несколько сортов консервированных огурцов, рыбные и овощные консервы (одного консервированного горошка было несколько видов — зачем?), чипсы… На советы жильцов дома перестроить предложение — никакой реакции. Результаты оказывались печальными. Закрывались точки через несколько месяцев. Этот опыт сейчас повторяет и магазин- киоск, расположенный чуть дальше. Товара у них на полках все меньше, ассортимент все беднее. Какой выручкой живет магазин — не понятно.
— Сегодня пришло время искать хорошие концептуальные решения, варианты снижения издержек, проводить обучение персонала, внедрять в магазинах автоматизацию, — считает Андрей Пантелеев. — Небольшие магазины должны посмотреть на мир другими глазами.
Магазины шаговой доступности, расположенные в жилых пятиэтажках, не всегда продумывают даже транспортную логистику.
— Например, подъезжает к дому пятитонная фура, и начинается разгрузка. Во двор не заехать, газоны испорчены, движение на двухполосных дорогах сразу тормозится, — отметила Елена Еремина.
Из множества таких мелочей и складывается общий отрицательный счет не в пользу «малышей». Конечно, им можно пенять на то, что, по словам Владимира Панова, президента ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли, суммарная доля всех торговых сетей на рынке города фактически составляет не 25, а 60 процентов. Но что из того? Вряд ли это распределение можно изменить, но ужиться с ним вполне реально. В лесу ведь не растут только дубы-великаны, там всем деревьям и растениям хватает места.
Пути решения проблем магазинов у дома в региональном управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка видят, прежде всего, в обучении персонала. Составлена уже программа обучения, которая будет состоять из десяти блоков.
Специалисты утверждают, что даже в существующей экономической ситуации и с имеющимися исходными данными вполне можно изменить количество чеков внутри магазина. А значит, этот формат торговли будет жить.
***
фото: Магазины у дома должны приносить и пользу, и радость.