Мечтать не вредно, вредно не мечтать
На задорный вопрос взрослых: «А куда вы хотите пойти учиться после школы.?» старшеклассники все чаще уныло отвечают: «Куда примут с заработанными баллами по единому государственному экзамену».
— У меня создается впечатление, что другой темы для разговоров, кроме как ЕГЭ, в школах вообще нет. На любом родительском собрании обсуждают только это. Наши дети учатся в седьмом классе, но нас уже настраивают, что со следующего года их начнут натаскивать на решение тестовых заданий, — рассказывает представитель родительского комитета 7 «А» класса 30-й школы (до объединения она была 35-й) Марина Шидова. — Ни о каком осознанном выборе профессии и стремлении поступить в конкретное учебное заведение речи, в большинстве случаев, не идет…
Родительница провела опрос среди семиклассников. Один из них, как выяснилось, твердо решил стать военным, другой хочет получить рабочую профессию, еще два мальчика выясняют, кто из них станет прокурором, а кто адвокатом. Вот, пожалуй, и все. Другие спрашивают: а где больше платят?
— Я постаралась объяснить, что хорошо платят тем, кто хорошо работает на своем месте, — говорит Марина Шидова.
Но подростки считают, что самая большая зарплата у бизнесмена. Чем этот бизнесмен занимается, в какой сфере работает, какое образование он получил и какие усилия приложил, чтобы зарабатывать столько, сколько хочет, — об этом мало кто из школьников задумывается. Чтобы придать мечтам подростков более конкретные очертания, родительский комитет класса решил провести ряд экскурсий в различные организации, где бы ребятам рассказали о профессиях. Список получился длинным — хватит до самого девятого класса. За несколько месяцев семиклассники побывали на стройке, в ресторане, на телевидении, приходили и в редакцию «ТК», после чего две девочки засобирались учиться журналистике и стали интересоваться, что для этого нужно. По наблюдениям Марины Шидовой, подростки тяготеют к гуманитарным профессиям. Ну, вот мальчишки еще просят показать работу силовых структур.
На днях им предоставили такую возможность: пустили в пожарную часть N 13, что на Московском тракте.
— А машины нам покажете? А автолестницу? — подпрыгивали от нетерпения семиклассники.
Но инспектор Госпожнадзора Яна Дюжинская, которая регулярно проводит экскурсии для не определившихся пока с мечтой детсадовцев и школьников, попросила юных гостей ответить сначала на элементарный вопрос: по какому телефону нужно звонить в случае возникновения пожара?
— 03! — не подумав, выкрикнул кто-то звонко.
— Та-а-ак, все понятно, — резюмировала Яна Владимировна и провела для ребят ликбез.
Как узнать, что обстановка за входной дверью накалилась до такой степени, что выходить на лестничную площадку нельзя, а надо звать на помощь с балкона или из окна. Как правильно разговаривать с диспетчером дежурной части МЧС, чтобы спасатели быстро получили максимум информации о том, что происходит. Рассказала, что сотрудники МЧС выезжают не только на тушение пожаров, но и на ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий, а в Госпожнадзоре, который ведает вопросами контроля и профилактики, могут работать и женщины. Так что добро пожаловать!
Сотрудники ведомства, несмотря на желание заполучить себе как можно больше молодых коллег, не скрывают, что работать у них нелегко. В прямом и переносном смысле: один дыхательный аппарат сколько весит! Да и учеба продолжается на всем протяжении работы. Для наглядности ребят завели в класс, где командир отделения Иван Шешуков прилежно пишет конспекты. И только после этого семиклассники наконец-то попали в святая святых пожарной части — в гараж.
— Идите сюда, давайте я сначала расскажу, что у нас здесь, а в машине посидите потом! — попытался урезонить подростков, разбежавшихся с восторженным уханьем по гаражу, помощник начальника караула Виктор Шаховцев.
А потом махнул рукой и дал школьникам выпустить пар: примерить каски, сфотографироваться в кабине «урала», попытаться поднять железный лом… Там и до вопросов — а их у школьников оказалось немало — дошло дело.
— Думаете, кто-нибудь заинтересуется профессией пожарного? — в свою очередь спросила я у Виктора, которого экскурсия вымотала, кажется, не меньше выезда по тревоге.
— А почему бы нет? Например, я именно так и выбрал профессию: когда учился в седьмом классе, к нам в школу пришли пожарные, рассказали о своей работе, записали желающих в секцию пожарно-прикладного спорта, — говорит он. — Так я и оказался здесь… Правда, тогда и время-то было другое, и интересы. А на кого сейчас идут учиться дети? Все больше на менеджеров.
… Позже Марина Шидова рассказала мне, что семиклассников экскурсия по пожарке очень впечатлила.
— Ну, как вам? — спросила она по дороге домой.
— Круто!
— Пойдете в пожарные?
— … Но ведь это так сложно…
Впрочем, у них еще будет с чем сравнить. В ближайших планах: экскурсии в химическую лабораторию, на кондитерскую фабрику, в библиотеку…
***
фото: Виктор Шаховцев рассказывает учащимся 30-й школы об устройстве пожарного автомобиля;Эдуард Прытков (на переднем плане) и Станислав Владимиров;У семиклассника Эхтигата Ахмедова была возможность узнать, чему учатся сотрудники МЧС — мальчик заглянул в конспекты Ивана Шешукова.