Школьные котлеты против чипсов
Котлеты из школьной столовой не выдерживают конкуренции с шоколадными батончиками, сухариками и газировкой.
Это вам скажет любой продавец продуктового магазина, находящегося неподалеку от какого-нибудь общеобразовательного учебного заведения.
Знаю один такой магазинчик — разновозрастные школьники забегают в него до, во время и после уроков, спуская карманные деньги на булки и мини-пиццу с сомнительной начинкой. И это еще в лучшем случае. В худшем — на чипсы и прочую дребедень.
Дочь одной моей знакомой — семиклассница — в учебное время тоже злоупотребляет подобной пищей. На страдальческий вопрос мамы о том, почему же она не хочет ходить в свою столовую, дочь, скривив личико, красноречиво и по-подростковому непосредственно отвечает: «бе-е-е». И это не тот случай, когда мама возмущенно прикрикнет: «что это ты такое говоришь!» Она лишь в очередной раз тяжело и безысходно вздохнет.
— Мы чуть ли не с первого класса просим, чтобы детские обеды не поливали соусом — он даже на вид невкусный. Какой-то склизкий, бледный, — поясняет мне знакомая причину своего безропотного согласия с дочерью по поводу «бе-е-е». — Именно из-за этого мы и вынуждены были отказаться от обедов. Не знаю, как сейчас, — льют ли этот соус во все блюда подряд, но впечатление уже испорчено. Кроме того, дочка чересчур брезглива, поэтому с подозрением относится к порциям, которые выставляют на столы уже готовыми — кто их накладывал, где, в каких условиях?..
Одно время, правда, у учеников этой школы была возможность посещать буфет, где они могли купить те же самые булки, шоколадки, сок или даже комплексный обед — порции здесь компонуют прямо на глазах у посетителей, что не так сильно ранит юные и впечатлительные натуры. Но сейчас пользоваться буфетом детям не светит. Там обслуживают учителей, которые тоже хотят есть, и ученики только мешают. И еды может всем не хватить, а готовить с запасом повара не хотят: дескать, сегодня школьники едят, а завтра — нет. Пропадет добро!
И эта история — не единичная. Может, именно мне так «везет», но ни разу ни от одного школьника я еще не слышала оды столовским макаронам. Скорее, наоборот.
Правда, сын другой моей знакомой, который учится в третьем классе, не жалуется. Он прибегает после уроков домой и молча бежит к холодильнику, вытаскивая оттуда все подряд. Родители поначалу списывали такой аппетит на чрезмерные запросы растущего организма, но потом выяснили, что мальчик не ест оплаченные школьные обеды. Завтрак — это обычно каши — худо-бедно съедает, а вот то, что дают после уроков, не выдерживает детской критики. Домашнее, говорит третьеклассник, вкуснее. Кто бы спорил!
Многие родители и рады были бы заботливо наливать по утрам в термоски супчики, шлепать в пластиковые контейнеры пюрешку и класть тефтельки (благо, с удобной посудой «на выход» сейчас проблем нет), но попробуй еще всучи подростку все это.
— Мой возмущается и говорит, что уже взрослый, чтобы с бутербродами и контейнерами таскаться, — разводит руками представитель классного родительского комитета другой школы. — Конечно, не такой уж и взрослый, раз не понимает ценности питательного и полезного обеда, но их разве сейчас переспоришь. В общем, пока мы не нашли альтернативы столовскому питанию, а от него отказались четыре человека из класса.
Причина все та же — невкусно. На этой волне одна из родительниц предложила снабжать приверед приготовленной ею едой — согласна была привозить порции из дома в школу к нужному времени. Многие родители с восторгом поддержали инициативу и даже подростки не стали спорить, но тут в наступление пошла классная руководитель, которая сказала, что это не по СанПиНу!
Слышала мнение работников комбинатов школьного питания: в том, что дети отказываются от их еды, виноваты родители. Во-первых, позволяют есть магазинную сухомятку, на которую дети потом подсаживаются. Во-вторых, балуют дома разносолами. С первым нельзя не согласиться, а что касается второго. Но не брать же, честное слово, у поваров рецепт невкусных котлет, чтобы сызмальства приучить школьников ко всем гастрономическим тяготам предстоящих учебных лет.