X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Чем хорош рыночный дух

До начала рыночных преобразований в нашей стране большинство советских людей не видели никакой разницы между словами рынок и базар.

Слова означали «много продуктов» — свежих, отборных, разных, не таких, как в магазине, хоть и не дешевых, настоящих, домашних. Словосочетания «местные товаропроизводители» не существовало, просто на колхозные рынки везли все, что производили в крестьянских хозяйствах, — молоко, сметану, творог, масло, мясо, яйца, картошку, капусту… И казалось, что эта форма торговли неистребима.

Но по итогам развития потребительского рынка в прошлом году появился такой термин, как «вымирающий формат», и относится он как раз к рыночной торговле. Даже не знакомые с цифрами официальных отчетов покупатели заметили, что толп народа на большинстве тюменских рынков давно не наблюдается.

— Недавно зашел на рынок «Заречный двор», — рассказывает один из читателей, — и удивился: в огромном торговом зале я — один. Продавцы чуть ли не за руку меня хватали — каждый стремился к себе переманить.

И такая удручающая картина — на многих рынках. Правда, цены это особенно не сбивает. Но и не стимулирует продавцов перестраивать свою работу. В этом и есть главная ошибка. Конкурент у рынков за эти годы вырос слишком серьезный — торговые сети. Вначале они ударили по самому больному — стали переманивать покупателей более дешевыми товарами. Затем подключили и научный подход к раскладке товара, его упаковке, стали воздействовать на психологию человека, даже внедрились, как утверждают психологи, в подсознание. А рынки продолжали действовать по старинке: не делая особой ставки на презентабельность торговли, — и начали терять свои позиции. Покупатель проголосовал кошельком за более высокую культуру обслуживания. Правда, не сразу увидел, что за красивой оберткой часто скрываются товары низкого качества.

В результате, по данным регионального управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, ниши, которые занимали три ключевых игрока на розничном продуктовом секторе, значительно изменились. Если в 2005 году, например, федеральные сети были в нуле, то теперь их доля выросла до 20 процентов. А доля рынков, которые десять лет назад реализовывали пятую часть всей продовольственной продукции, упала более чем в два раза.

Демпинговая ценовая политика (пусть и за счет замены натурального сырья ненатуральным) — характерные черты агрессивной товарной политики сетей. Что, кроме натуральности им может рынок противопоставить? Ведь если не противопоставит, то просто постепенно сойдет на нет. Федеральные сети свое дело сделают.

По мнению Андрея Пантелеева, начальника областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, перед рынками стоит непростая задача: сделать так, чтобы разница между ними и сетевыми магазинами стала заметной, чтобы покупатель четко знал, зачем он идет именно на рынок, что такого может купить там, чего всевозможные маркеты предложить не могут. Единственный и козырь, и джокер в этой ситуации — связка с местными товаропроизводителями. Чем больше такой продукции будет на рынках, тем выше шансы выиграть конкурентную борьбу. Ведь сетям неудобно работать с поставщиками маленьких партий, а именно к такой категории относится самая экологически чистая фермерская продукция.

— Время поменялось, и всем нам надо меняться, — призвал представителей тюменской торговли Андрей Пантелеев на отраслевом совещании, посвященном развитию потребительского рынка. — Поскорее выныривать из 90-х и создавать хороший ажиотаж вокруг свежей продукции местных товаропроизводителей. Людям не надо больше товаров, им надо ровно столько, сколько надо. Но настоящих и хорошего качества.

Так что рыночный дух рано списывать со счетов. Он покупателям может еще очень пригодиться.

***
фото: Рынок «Заречный двор».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта