У каждого в песне — свой свет
В Тюменской филармонии выступили финалисты проекта «Голос».
На концертах финалистов телевизионных шоу-программ велика вероятность, что экранное впечатление не совпадет с реальным. Хорошо, если живое исполнение раскроет те краски и выплеснет ту энергетику, которые не смогло передать плоское изображение. А можно и разочароваться. Если не в исполнителе, то в правдивости телевизионной картинки. Так что риск при таком сравнении всегда присутствует. Но и поучительный момент тоже — никакой эфир не сравним с жизнью.
В гастрольный тур по России в этом сезоне поехали четыре финалиста программы «Голос»: Эра Канн, Ольга Задонская, Михаил Озеров и иеромонах Фотий. У каждого из них, независимо от итоговых результатов зрительского голосования, есть поклонники и противники. Пришли на концерт, конечно, не все. Кризис сделал свое дело. Когда экономишь на продуктах, не до походов в театр. И все- таки счастливчиков с билетиками набрался почти полный партер.
— Ой, как приятно видеть столько зрителей, — начала общение с публикой Эра Канн. Комплимент получился несколько двусмысленным — можно подумать, в других городах залы были полупустые. Впрочем, выходить на сцену первой трудно, шероховатости неизбежны.
Зрители телешоу знают о финалистах немного. Впечатление складывается такое, что на конкурс пришли любители с улицы. В случае с Эрой (по паспорту она Ирина) это не так. С красным дипломом она закончила московский музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, учится в академии музыки им. Гнесиных, работала с джазовыми музыкантами, в том числе с Даниилом Крамером, Олегом Бутманом. Но, несмотря на эту подготовку, в «Голос» она прошла только с третьего раза.
Выступление на тюменской сцене Эра начала с композиции «Темная ночь». Известная песня в ее трактовке чем-то похожа на буддийскую молитву, а слово «степь» приобретает совсем другую окраску — возникает образ не русской заснеженной степи, а выжженной на солнце калмыцкой. И «звездная ночь» накрывает землю совсем другим — южным куполом.
Музыкальный эксперимент в форме соул сменился более темпераментными композициями, в которых угадывалась именно та Эра Канн, которая своей бешеной энергетикой не могла не запомниться зрителям телевизионного шоу. Ее сильный вокал и увлекательные джазовые импровизации зарядили зал и подготовили к выходу следующей исполнительницы — Ольги Задонской. От мощи ее голоса по коже сразу побежали мурашки. С первой же песни она включили голос на полную мощь. Композиции из репертуара Тины Тернер подходили этой хрупкой блондинке удивительно органично. И не все зрители в зале видели, что за группа поддержки у Ольги за сценой. Пока мама пела — между занавесом и кулисами приплясывала ее маленькая дочка. Больше всего зрителей впечатлила, пожалуй, «Кукушечка», которую в проекте певица исполняла со своим наставником Полиной Гагариной. В отличие от англоязычных песен, в этой — каждое слово было наполнено не только вокальными эффектами, но и смыслом.
Когда на сцену вышел Михаил Озеров, моя соседка справа сказала: «Ух ты, какой серьезный». После улыбчивых и открытых Эры и Ольги он, действительно, выглядел царственно-отстраненно. Казалось, что его голосу и не требуются никакие дополнительные мелодические украшения-мелизмы, он хорош сам по себе и так же легко переключается из одного регистра в другой, как и скорости в гоночном автомобиле — от экономной первой до фантастического форсажа. Но не все зрители в зале оценили такую техничность.
— На русском попойте, — выкрикнула какая-то зрительница из зала после второй песни на английском.
— На русском? Exactly (англ. — точно), — среагировал певец. — Сейчас попою.
И исполнил две композиции своего наставника Александра Градского, в том числе «В твоих глазах» и «Только я и ты». Хотя закончил все-таки композицией Майкла Джексона.
— А теперь на сцену выйдет тот, ради кого сюда пришло 75 процентов зала, — так представил Михаил Озеров следующего исполнителя — нынешнего победителя шоу «Голос» иеромонаха Фотия.
— Никогда еще так далеко не путешествовал по России, — сказал он, выйдя на сцену. — Очень приятно побывать у вас в Сибири.
В его случае телевизионная картинка полностью совпадала с реальной. Те же фиолетовые одежды, та же прическа. И та же бурная реакция зрителей — овации, крики: «Браво». Только энергетика живого голоса гораздо сильнее, и почти физически ощущалось, что звуковые волны шли не прямо в зал, а куда-то вверх. Высоты потолка филармонии им явно не хватало.
У Фотия было право исполнить не четыре-пять песен, как все, а семь. Одну из них он спел а капелла. В конце он представил композицию «Свет». Зрители в зале, в качестве иллюстрации к ней, включили фонарики.
Несмотря на сан, Фотию, как обычному артисту, дарили цветы. И даже стихи. Лидия Жебутинская, например, подарила ему не букет, а три сочиненных ею четверостишия.
***
фото: Цветы для победителя программы «Голос» иеромонаха Фотия;Финалистка Эра Канн;Ольга Задонская;Михаил Озеров.