X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Микрозаймы и максипроблемы

О коллекторах сегодня знают все. В том числе те, кто ни разу в жизни не брал кредит, а если и брал, то исправно выплачивал его. Увы, даже столь обязательный человек может быть втянут в жестокие игры выбивателей долгов.

Как бы ни люто мы ненавидели коллекторов, но вряд ли кто-то однозначно встанет на защиту должника, который взял деньги и не отдает. Признайтесь честно, вызовет ли сочувствие тот факт, что взыскатели поцарапали машину своего «клиента» или проткнули колеса? Это, скорее, вызовет логичный вопрос: а почему «клиент» не продаст свою машину и не вернет то, что должен?


Третьим будешь?

И, казалось бы, оставить уже этих двоих — должника и коллектора — разбираться друг с другом наедине. Но не тут-то было! У взыскателей хорошо налажена схема психологического воздействия на человека, которая практически не дает сбоев. Надо посильнее нажать на третьих лиц: родных, друзей, коллег, соседей… Глядишь, должнику станет больно или стыдно и он раскошелится. Вот и нажимают, и не только психологически.

Чего только стоит жуткая история с поджогом дома в Ульяновске, когда в пожаре сильно пострадал маленький ребенок. Или случай, когда коллекторы парализовали работу челябинской больницы, где работает женщина, просрочившая выплату по займу, — установили автодозвон на все номера учреждения. Впрочем, далеко ходить за примерами не обязательно: в Тюмени полно подъездов, жители которых вынуждены любоваться на «наскальную живопись», выполненную коллекторами-неандертальцами, которые не чураются самых примитивных методов работы. Сюда же добавьте навязчивые телефонные звонки тем, кто вообще «не при делах». Недавно знакомая женщина рассказала, как сотрудники некой организации, зарегистрированной в Москве, звонили в ее офис и разговаривали матом с любым, кто бы ни взял трубку. А также угрожали физической расправой родственникам — где-то раздобыли и их номера телефонов.


А что закон?

Знакомая пыталась поговорить с коллекторами и объяснить, что от долга она не отказывается — он, кстати, совсем не велик — и выплатит его при первой же возможности. Но те и слушать ее не хотят, продолжают сыпать оскорблениями и грязными угрозами, словно их задача не взыскать сумму, а покуражиться. Женщина написала заявления в полицию, Роспотребнадзор и в Роскомнадзор — это служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Однако пока звонки продолжаются. Полицейские говорят, что действия нахальных людей сложно квалифицировать в соответствии с законодательством. Вот если бы их реально поймали за руку во время порчи чужого имущества или покушения на здоровье, а то и жизнь, тогда да! А так никакого отдельного закона про коллекторов, который реально работал бы, нет. Зато существует его проект, и сейчас он находится на рассмотрении в Госдуме. Документ, если его утвердят, будет регламентировать главным образом частоту и близость общения коллекторов и должников. В частности, авторы законопроекта предлагают запретить звонить должникам с 22.00 до 6.00 по местному времени, унижать честь и достоинство должника словами или действиями, звонить, писать или лично встречаться с несовершеннолетними, недееспособными лицами или гражданами, находящимися в психиатрической больнице…


Вершки и корешки

Подобное, конечно, не помешает, но создается ощущение, что законотворцы очень уж увлеклись борьбой с вершками — коллекторами. Тогда как корень зла, считают многие, — это расплодившиеся в бесчисленном количестве финансовые организации, предоставляющие микрозаймы. Они предлагают выдать деньги без справок о зарплате, поручителей, могут даже привезти деньги на дом, дайте только паспорт. Опьяненные такой доступностью, граждане редко дочитывают договор, напечатанный мелким шрифтом, до конца, а иной раз даже забывают поинтересоваться, под какой процент им дают три-пять тысяч рублей. Вот и становится потом сюрпризом, что возвращать придется пятнадцать, а то и тридцать тысяч.

Вероятно, у этих организаций есть соответствующая лицензия, если уж никто их не гонит взашей с рынка. Однако не обязательно быть финансовым экспертом, чтобы понять — они явно балансируют на грани дозволенного, заламывая драконовские проценты и имея налаженные контакты с кол- лекторскими конторами сомнительного статуса. Нужен ли вообще такой опиум — в виде денежных подачек, которые потребуют вернуть в тройном размере, — народу?


Сами обманываться рады

Судебные приставы, например, считают, что не нужен, и чем меньше было бы таких финансовых организаций, тем лучше. В производстве приставов тоже немало дел о взыскании долгов с кредиторов — так что они насмотрелись на то, какие проблемы зарабатывают себе люди, польстившись на легкие деньги.

К непричастным к займу гражданам приставы, в отличие от коллекторов, под кожу, конечно, не лезут. Однако есть предусмотренные законом случаи, когда долг обязан покрыть поручитель — если сам кредитор делать это отказывается. Нередки и ситуации, когда одни люди уговаривают других оформить кредит на себя. А они, мол, его будут выплачивать. Есть недавний пример, который приводит пресс-служба ведомства: жительница Бердюжского района взяла в кредит диван для сестры, а та, несмотря на клятвенные заверения, что со временем за все заплатит, самоустранилась. Документы о взыскании ушли к приставам, гражданке, решившей помочь сестре, закрыли выезд за границу… Чтобы съездить к родственникам в Казахстан, ей пришлось выплатить чужой долг — больше 56 тысяч рублей. Вот вам и диван!

Сотрудники службы судебных приставов говорят, что именно такие безделицы, вроде дивана, сотового телефона, шубы, а вовсе не потребности, с которыми связан вопрос жизни и смерти, толкают чаще всего граждан в долговую яму.

***
фото: Таких организаций, предлагающих получить «быстрые» деньги, в городе становится все больше;Один из способов работы коллекторов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта