«Нам может быть интересно вместе!»
В Тюмени прошли первые молодежные инклюзивные игры.
От пассивного согласия «да, инвалиды в нашем обществе есть» пришла пора переходить к активному с ними взаимодействию. И это означает не только обеспечить этим людям условия для передвижения в пространстве и создать безбарьерную среду.
Жизнь бесконечно разнообразна и не укладывается в рамки только государственных программ. Главное — личное взаимодействие, принятие проблем друг друга и обоюдное включение в процесс общения. Это и называется инклюзией (от лат. inclusio — вовлекать).
Проект «Молодежные инклюзивные игры: новое поколение», который четыре года назад зародился в Екатеринбурге, способствует развитию такой единой среды. Не столько на уровне каких-то конструкций, оборудования, приспособлений, а в плане совместного творчества, занятий спортом. Это возможность почувствовать себя другим, испытать в необычных условиях и попытаться больше узнать о тех, кто живет рядом. Теперь этот проект, по предложению тюменского молодежного совета региональной организации ВОС, начал реализовываться и в Тюмени.
— Так радует, что молодежь в наших организациях стала активной, что она ищет новые способы взаимодействия, расширяет круг общения, проявляет больше интереса к жизни, чем это было раньше, — сказала на открытии игр Людмила Риехакайнен, председатель городского отделения ВОС.
В двухдневной программе первых тюменских инклюзивных игр были и творческие мастер-классы, и спортивные соревнования. Начали с настольных игр. Казалось бы, что может быть проще? Но чтобы играть вслепую — надо вначале ощупать каждый предмет. Руки должны заменить глаза. А настольные игры очень демократичны. И при этом не исключают накала борьбы и азарта.
За игровыми столами сражались не только инвалиды по зрению — их партнерами могли быть и зрячие. Чтобы уравнять силы и шансы, тем, кто мог видеть доску или игровое поле, на глаза надевали светонепроницаемые маски. Кому сложнее в таком случае было осваивать новые правила — еще вопрос. Но эффект новизны будоражил и ту, и другую стороны. Одно дело играть в крестики-нолики, например, в привычном формате, а другое — вслепую, когда надо не только выстраивать тактику победы, но еще и попытаться понять, с чем ты имеешь дело: какая фигура перед тобой на кубике — крестик или нолик? Такие же сложности были и в других играх. Одни чем- то напоминали «пятнашки» или нарды, другие — шахматы и шашки.
От легкой интеллектуальной разминки перешли к спортивным соревнованиям. В программе их было несколько: настольный теннис «шоудаун», гольф для слепых, адаптированный стритбол (бросание мяча в кольцо с завязанными глазами).
Настольный теннис для слепых чем-то напоминает аэрохоккей. Только площадка имеет высокие борта, а мяч, который надо отбивать, издает, перекатываясь, те звуки, по которым можно определить его местоположение и вовремя среагировать. Ведь свои ворота надо защищать даже вслепую.
У тех, кто играл впервые, коварный мячик то и дело закатывался в свои ворота (внешне больше напоминавшие лузу-мешочек). А вот у тех, кто успел потренироваться с ракеткой, все выходило так ловко, что забывалось о слепоте участников.
— Я уже играю полгода, — рассказал 12-летний Максим Краснов (он легко побеждал не только более взрослых соперников, но и зрячих игроков; правда, те были с повязками на глазах). — Не только освоил технику, но и знаю технические хитрости. Кстати, теннисом занимаюсь только в свободное от основных тренировок время — хожу на бесконтактное карате в ДК «Водник». Спорт мне очень помогает. Воспитывает дух и дисциплину. Без этих качеств ничего в жизни не добиться.
— Мы надеемся, что это только первый шаг на пути к нашим победам, — говорит Степан Панов, руководитель городской молодежной организации слепых и слабовидящих. — Нам важно, чтобы все поняли, что мы не буки какие-то. Надо, чтобы люди зажглись, чтобы поняли — вместе нам может быть интересно!
***
фото: Максим Краснов (слева) осваивает настольную игру «Коридор»;Андрей Черин играет в настольный теннис для слепых.