Единица измерения театральности
Главное событие культурной жизни Тюмени в 2008 году — открытие нового здания театра.
Это еще не перестало быть новостью. Те, кто внутри не бывал, спрашивают у тех, кто бывал: ну, как там? И ждут подробного рассказа, готовые восхищаться. Притом не спрашивают, какой спектакль стоит посмотреть.
Первое дело зрителя — сфотографироваться. На парадном крыльце у колонн, в вестибюле у гардероба, в фойе у партера, в фойе у лож, в фойе у балкона. Интересно бы взглянуть на эти фотографии в 2058 году, когда театр отметит двухсотлетие.
Артисты первой театральной постановки в Тюмени тоже хотели заглянуть в будущее. Уж, наверное, им было любопытно!
За открытием здания последовал праздник в честь полуторавекового юбилея. Это было 19 декабря. В день рождения Брежнева, между прочим. Помните Брежнева? Думаю, ему понравился бы торжественный вечер в тюменском театре. Длинный, с протокольным пустословием и соответствующей концертной программой. Разве что не было пионерских приветствий. И еще: актеры, комментируя видеоряд с портретами своих предшественников, не могли справиться с аббревиатурой «РСФСР». Звание «заслуженный артист России» произносили четко, а на «заслуженном артисте РСФСР» спотыкались. Ой, забыли, забыли! А когда-то от зубов отскакивало.
В капустнике звучали старые хиты: «Позвони мне, позвони» и «Айсберг». Идея капустника -тоже из прежних времен: труппа ищет ключ от нового театра, как в сказке про Буратино, мечтает оказаться в другом, великолепном мире искусства, где все гораздо лучше, чем здесь.
Гости дарили подарки. Гость с Украины — горилку. А областная Дума — картину. Пейзаж. (Пейзажи и ружья — традиционное юбилейное подношение. Но ружья в театре, как известно, стреляют, поэтому дарить их небезопасно).
Директор тобольской «драмы» Сергей Радченко рассуждал почеловечески: надо дарить то, что самому хотелось бы иметь. От имени тоболяков Радченко вручил коллегам золотой колокольчик. Звон у колокольчика такой… драгоценный. Его узнаешь по замиранию сердца: вот оно, волшебство. Из детства, из страны чудес. Всего лишь колокольчик, безделушка, а возникло — жаль, на миг, не дольше — ощущение театра.
«Ангажемент» тоже не пошел проторенной тропой поздравлянтов. Снабдил «драму» магическими предметами: медным пятаком и гвоздем, которыми надо «освятить» сцену, и горстью мелких монет, чтоб раскидать эти монеты в зал, приманить высокие сборы.
Самый удивительный подарок был от цирка: театру — от бывшего соседа по улице Герцена. Артистка Елена Сквирская вышла в образе дамы из «Семнадцати мгновений весны», в длинном платье, с горжеткой из лисы. Номер с хула-хупами выстроен не только акробатически, но и сюжетно. Дама пытается «сохранить лицо», удержать равновесие: барный стул опасно качнулся, весь мир качается, голова кружится, закружились обручи, зримые или воображаемые. Она удержалась, она победила. Смешная, жалкая пьянчужка, и в то же время — восхитительная женщина. Елена Сквирская показала класс драматическим актерам.
Во всем остальном вечер, посвященный юбилею театра, был не театральным. Что же праздновали, в таком случае? Дату? Зрелище потерялось между официозом, концертной солянкой и несвежим капустником.
Несомненно, каждый из создателей и участников праздничной программы хотел наилучшего результата. Но то, что получилось, вызвало сомнения: стоило ли поддерживать в Тюмени театральное искусство целых 150 лет? К счастью, на этот вопрос отвечают не юбилейные торжества, а спектакли.
***
фото: театральные красавицы на своем балу; поздравления от ‘Ангажемента’;актеры непобедимы, актеры удивительны и всемогущи, когда они вместе и когда они веселы