И вот она нарядная
В этом году елочные базары работают по-новому.
Новогодняя стихия продаж, которая обычно захлестывала все торговые точки, в этом году поставлена под особый «face-контроль». Продавцы живого елочного товара должны не только показать его покупателю во всей красе, но и сами держать марку. Поэтому елочной анархии не будет. Помимо того, что на каждое деревце должен быть сертификат, разрешающий его продажу, а у торгующего – разрешение на произведенную вырубку, так еще и выглядеть все должно цивилизовано.
Места торговли огорожены ажурными заборчиками, на продавцах надеты колпаки Санта Клаусов с цифрой «2009», а коробки с песком и снегом, в которых укреплены елочки, аккуратно замотаны в одинаковую цветную пленку.
Такой сервис на елочных базарах в Тюмени впервые. И он вызывает уважение: продавцов – к покупателям, и покупателей – к продавцам.
Большинство продавцов на елочных базарах – мужчины. Женщин совсем мало. Не каждая отважится простоять на морозе хотя бы полдня, даже если его градус опустился только до 1015. Никакое тройное утепление сверху и снизу не помогает. Холод пробирается под тулупы, свитера и кофты, леденит ноги в шерстяных носках и огромных, не по размеру, валенках. Но продавцы терпят, потому что зимний елочный хлеб будет их кормить не один месяц.
Почти все, кто торгует на елочном базаре у Центрального рынка приехали в Тюмень из Свердловской области, кто из Тугулыма, кто из Талицы, кто из Полевского. Николай Потапенко, например, такие новогодние туры совершает уже третий год подряд. К пенсии, говорит, получается неплохая прибавка.
– А сколько? – спрашиваем. – Да, мне хватает. И семье тоже.
– А летом-то чем занимаетесь? – Места у нас грибные, ягодные. Пока идет слой, часть отвозим свеженькими на базар, а другую пускаем в переработку. Заготавливаем впрок. Сушим, солим. Вот после елочной распродажи через месяц-другой настанет черед заготовкам. Достанем с бабкой свои трехлитровые из погреба – и на рынок. Там февральские и мартовские празднички пойдут, а соленые груздочки сильно хороши под выпивку. Да только, говорят, нынче народ обеднеет… Но, поглядим.
– А не мерзнете вы тут? Как целый день-то на морозе?
– А тут столовая рядом. Когда горяченького поедим, а когда и выпьем.
Да, закаленным деревенским мужикам мороз не страшен. Но работают на елочном базаре и совсем молодые женщины. Спрашиваем у одной из них, Светланы из поселка Полевской, кем работает она в свободное от елочной торговли время.
– Вообще-то я кондитер, но не работаю уже – сократили. Пришлось наниматься в елочные продавцы. Люди говорят, что хорошо можно заработать. Но пока у меня еще ничего не купили.
– Рано сюда приезжаете? – Каждый день в 8 утра. И здесь до позднего вечера. Но покупателей сейчас немного. Люди больше присматриваются, спрашивают и уходят.
– Не боитесь прогореть? – У меня всего 8 елочек и 4 сосенки. До 31-го все равно продадим. Пока не дорого отдаем, а где-нибудь в четверг-пятницу цены повысим. Кто знает, покупает впрок.
Главное, считают продавцы, хранить елочку до праздников на морозе. А потом, когда занесете в тепло, поставить ее в мокрый песок, добавив немного растворенного в воде аспирина и сахара. А чтобы елка отдала вам свой аромат, надо через полчасика сбрызнуть ее теплой водой. Она оживет и запахнет хвоей. И вы почувствуете, что Новый год уже на пороге.
***
фото: Николай и Василий – продавцы елок; здесь же можно приобрести и елочные лапки