На флейте милосердия
Благотворительной программе «Новая жизнь», которую реализует детский центр «Ступеньки», – полгода.
12 июля в центр пришли мамы с детьми, у которых стоит диагноз ДЦП – детский церебральный паралич. Шесть месяцев они слушали музыку, учились петь, рисовать, лепить из глины и пластилина. Некоторые не верили, что нехитрые развивающие занятия смогут помочь ребятишкам – слишком серьезны диагнозы. Но результат есть!
Чего удалось добиться детям за полгода? Об этом мы поговорили с директором центра Мариной Бакулиной и логопедом Ириной Беловой.
– В речевом плане не видно больших изменений, здесь всетаки нужны индивидуальные занятия, – рассказывает Ирина Олеговна. – Но у детей улучшилась подвижность артикуляционных органов и рук. Два наших воспитанника даже играют на блок-флейте. Если, конечно, можно назвать игрой то, что ребятишки научились закрывать пальчиками отверстия флейты и воспроизводить простейшие ритмические рисунки. А один мальчик – Ильдар – хорошо поет. У него уже почти нет спазмов.
Еще хотелось бы сказать про Давида. Мама принесла его в центр, как маленькое растеньице. Он лежал у нее на руках, ни на чем не мог удержать внимание. А сейчас у Давида появились эмоции! Любовь всей жизни – колокольчик. Как только увидит его, начинает радоваться, протягивать ручки. А недавно мама рассказала, что он лежал на кровати и вдруг, ухватившись за что-то, начал подниматься и сам сел! Для мамы это был радостный шок…
Еще одно большое достижение – мы создали маленький музыкальный оркестр, в котором дети играли сразу на двух инструментах. А ведь для них даже положить один инструмент и взять другой – это очень сложно!
– Ирина Олеговна, а как с родителями складываются отношения?
– Дети пришли с сильными страхами, зажатые. Да и родители такие же – настороженные, закомплексованные. Боялись, что до их ребенка кто-то дотронется. Месяц была обстановка напряженная. Мамы буквально вцеплялись в своих детей и не давали им ничего сделать самим. Большого труда стоило убедить: «Отдайте это ребенку!» А в какой-то момент, возможно, они увидели, что мы, и правда, стараемся помочь, а не просто проводим занятия для галочки.
– Когда мамы видели первые достижения своих детей – взял кисточку в руки, сам пошел – какая была реакция?
– Мамы более спокойны. А вот иногда ребятишек на занятия приводили старшие сестры. Так у них все эмоции сразу на лице написаны!
Еще был случай. На занятии мы готовили выступление под музыку из фильма «Служебный роман». А потом один мальчик услышал ее дома по радио. Он узнал, оживился, обрадовался, стал делать движения, которые мы выполняли на занятии! У папы были огромные глаза, он не понял, что с ребенком происходит. А у мамы после этого случая – большое воодушевление…
Вообще-то, я думаю, родители, когда пришли к нам, не верили в то, что у детей будет большой прогресс. Им важно было просто знать, что они не одни. «Люди, у которых такая же проблема, поймут нас», – говорили они.
– А вы верили?
– Нам уже приходилось работать с такими, особенными детьми. Я верю во всех детей, даже когда нет шанса. Они же в таком возрасте, как губки! Ничего не взять от занятий они просто не могут.
– В торговом центре «Привоз» организована выставка рисунков ребятишек из проекта «Новая жизнь». А какие краски они выбирают, когда рисуют? Какие цвета?
– Раньше присутствовали коричневый, темно-зеленый, белый… Белый, кстати, тоже не говорит о положительном. Скорее – чистота, пустота… С того времени, как начали осенние пейзажи рисовать, выбирают красный, оранжевый или желтый. Сейчас у нас снеговики – уже не белые, а голубоватые.
А на прошлом занятии я разложила разноцветные камушки. Задание было собрать белые – снег же белый. Собрали. А потом ребятишки как вцепились в эти камушки, и давай цветные выбирать…
Еще мы учимся водить хоровод. В первый раз нас хватило на несколько секунд. За руки держаться пока тяжело. Поэтому я попросила детей взяться за ленточки. Но так, чтобы кулачки все равно соприкасались… Вот, на последнем занятии уже три круга сделали, выдержали. Правда, ходим пока не под «Елочку», а под более медленную музыку.
… Полгода программа «Новая жизнь» работала при поддержке Благотворительного фонда развития города Тюмени на средства холдинга «Партнер». Директор центра Марина Бакулина планировала: если будут результаты, то в новом году «Ступеньки» продолжат ее уже на свои средства. Самое время задать вопрос.
– Марина Олеговна, будете продолжать программу?
– Конечно. Пока с этими же ребятишками. Наверное, полностью вылечить их мы не сможем. Но наша цель в том, чтобы они не замкнулись в себе, чтобы у них было желание расти и развиваться дальше.
Мы тщательно собираем материал и по окончании проекта составим методичку. Есть идея: на основе этого опыта взять совсем маленьких детей – с трех месяцев. Возможно, если начать заниматься сразу же, как только врачи поставили диагноз ДЦП, можно избавиться от него совсем. Сейчас пока взять маленьких детей нет возможности.
– Почему?
– Надо довести до конца то, что начали. К тому же, в проекте с малышами понадобится очень сильная психологическая поддержка и понимание родителей. Возможно, здесь нам придется привлекать профессиональных психологов.
– Как донести до родителей мысль, что надо давать ребенку с таким сложным диагнозом, как ДЦП, возможность развиваться, делать что-то самому?
– Если просто сказать людям «Стремитесь!», многие не поверят. Наверное, будет результат, если человек, у которого такая же проблема, расскажет, что ее можно решить. Поэтому мы и говорим: их надо объединять! Нужен клуб для родителей. Шаг в этом направлении – мы зарегистрировали общественную организацию. Одно из ее направлений – работа с детьми с ограниченными физическими возможностями и их родителями.
***
В центре «Ступеньки» есть книга отзывов и предложений. В ней есть два отзыва от родителей из проекта «Новая жизнь». «Спасибо, что вы позволили нам взглянуть на наших детей по-новому», – пишут они.