За каждым из проектов – живые люди
Постоянная комиссия по экономической политике работает в городской Думе два созыва.
Если познакомиться с перечнем вопросов, которые депутаты рассматривают на заседаниях, можно убедиться, что круг их очень широк: от подготовки и обсуждения предложений по инвестиционной политике до прогнозирования социально-экономического развития города…
О работе комиссии мы разговариваем с ее председателем Сергеем Коробовым.
– Появление комиссии по экономической политике вызвано очевидной потребностью эффективной реализации городских проектов. Всякий раз перед тем, как выносить на обсуждение депутатов вопросы, связанные с корректировкой бюджета, нужно самим себе задать вопрос: какого эффекта мы ожидаем? Необходимо здраво оценивать свои силы и возможности. Говорили, например, о поддержке малого и среднего предпринимательства. Было предложение увеличить размер средств, выделенных на эти цели из бюджета. Но нельзя же рассчитывать эффективность исходя только из того, сколько денег дали в кредит и сколько вернулось обратно! Это вариант изначально проигрышный. Мы должны знать: сколько предприятий было организовано за счет выданных кредитов, сколько рабочих мест при этом возникло, каков уровень заработной платы сотрудников, какое количество средств вернулось в бюджет в виде налогов… При таком подходе мы можем корректировать и деятельность административных органов. Сегодня мы рассматриваем практически любой вопрос с позиции экономической эффективности. Вплоть до безопасности дорожного движения.
– То есть любая идея или проект на заседаниях комиссии оцениваются, прежде всего, с точки зрения рациональности?
– Комиссия выступает в роли своеобразного фильтра; подчас мы – генератор идей: можно ли изменить подход к решению какой-либо проблемы. Общение депутатов и избирателей тоже приносит пользу: часто мы именно благодаря этому можем решить проблему максимально эффективным путем. Подчеркиваю, интересующий нас эффект заложен не только в финансах. Смотреть нужно гораздо шире, ждать эффекта социального. То есть помнить о тех людях, что стоят за всеми проектами, о жителях нашего города. По оценке многих, у нас одна из самых «живых» комиссий, обсуждения никогда не бывают скучными…
– А долго можно рассматривать один-единственный вопрос?
– По-разному. Бывает, что все уже заранее известно, и на обсуждение уходит несколько минут. А бывает и так, что возникают споры, предложения – тогда можем и выйти за рамки регламента…
– Сергей Александрович, бытует мнение, что Тюмень – город торговый. А как она выглядит с точки зрения промышленного производства?
– Отвечу вам как председатель комиссии по экономической политике. Чтобы город являлся действительно промышленным, 50% производства должно приходиться на промышленный сектор экономики. А чтобы развить его в таком объеме, необходимо наличие собственной сырьевой базы. Далее: должен быть стабильный слой рабочего класса, готового выполнять соответствующие задания, перерабатывать сырье в готовый продукт. Скажем прямо: по совокупности этих факторов Тюмень пока не Екатеринбург и не Челябинск… Здесь неэффективно создавать крупное производство, нужно будет привозить сырье, а это дополнительные затраты. Но жизненно необходимые производства, основанные на привозных материалах, у нас существуют, и мы их развиваем.
– Может быть, эффективнее было бы перерабатывать собственные сырьевые ресурсы?
– Да, такие есть – это песок, глина, правда, она у нас не самого лучшего качества. Но в регионе большое количество дерева, которое можно обрабатывать и перерабатывать. Вот то, чем мы реально можем заниматься. Близкая мне строительная отрасль тоже может существовать за счет местных резервов… Вот направления деятельности, из которых мы можем выбирать пути роста и не пытаться создать гигантское производство без собственной сырьевой базы.
– Как же быть с металлургическим заводом, который строится в городе?
– Это совершенно другой вопрос, потому что речь идет не о переработке руды… Давайте вернемся на некоторое время в прошлое, когда в регионе только начали осваивать нефтяные и газовые месторождения. Тюмень стоит на перекрестке железнодорожных путей сообщения, крупнейшей, важной автомобильной магистрали, идущей с запада на восток. У нас в регионе много судоходных рек – Тура, Тобол, Иртыш… Мы можем продолжать играть роль плацдарма, с которого началось освоение западносибирских богатств и который до сих пор помогает их осваивать. Мы стали местом сосредоточения множества проектных институтов, работающих на освоение севера. Институтов, выполняющих проекты любого уровня сложности. Поэтому когда говорят о транспортной и торговой логистике – это про нас… Также нельзя забывать, что юг Тюменской области – территория сельскохозяйственная. Если многие овощи, зерновые культуры выращиваются в Заводоуковском, Исетском, Ярковском районах, то перерабатывать-то это все везут в Тюмень!
– Это тоже можно назвать перспективным путем развития?
– Да, но необходимо сокращать дистанцию между городом и деревней, избавляться от перекупщиков, посредников различного рода – в результате их деятельности происходит удорожание продуктов питания, даже если они произведены в нашем регионе. Конечно, это уже в меньшей степени относится к промышленности…
– Насколько мне известно, на юге области планировалось построить завод, как раз специализирующийся на переработке овощей и фруктов, которые выращивают в нашей области…
– На самом деле, таких перерабатывающих предприятий довольно много. Просто они небольшие, но их и не нужно делать гигантами. Гиганты – это всегда некоторая обуза, это необходимость большого количества рабочих мест, это сложность проектирования, это потребность в широких транспортных коридорах для перевозки грузов. На самом деле, мелкая переработка очень эффективна, даже при малом количестве человек в штате. Такие предприятия нужно только поддерживать. Другое дело, что в нынешних условиях у них могут исчезнуть крупные заказчики… Зато есть малые и средние предприятия в сфере услуг, занимающиеся перевозкой мебели, мелким ремонтом, уборкой – спектр широкий. Мне кажется, таким фирмам сегодня нужно уделять больше внимания. Надо создать условия для перемещения сюда работников других сфер производства.
– Сергей Александрович, я вас не буду спрашивать, когда закончится кризис. Но можно ли хотя бы приостановить его развитие на уровне конкретного города?
– В данном случае его никак не остановить. Тут нужно вливать большие финансовые потоки во все крупные предприятия, а это миллиарды рублей. Вы понимаете, что для городского бюджета это нереально. Давайте жить по средствам, давайте исходить из того, чем мы располагаем. Что такое кризис? Кризис – это когда у человека нет работы и нет доходов. А если у него просто сменилось место работы, пусть и доход упал, то это не кризис. На мой взгляд, эта тема стала слишком пугающей, здесь большую роль играет психологический аспект. К кризису нужно относиться как ко времени, когда пришла необходимость сменить место работы, искать другое применение собственным силам и возможностям… Насколько люди будут гибкими, настолько легче они переживут и это непростое время.
– Но если мы вспомним городские крупные заводы и строительные предприятия, – им-то ведь сейчас совсем не сладко?
– Ну, сейчас у них положение еще не самое безнадежное… Тем не менее, меры поддержки крупных предприятий выработаны, в первую очередь, на уровне области. Если раньше компенсация процентной ставки была только за приобретенное оборудование, то сейчас возможно пополнение оборотных средств предприятий при помощи бюджета. Важно учитывать, что кредитование должно быть правильным: предприятие в итоге должно все-таки вернуть средства…
– Надо ли понимать, что новых масштабных проектов, строительных, например, не будет?
– Точно я смогу сказать примерно в конце января будущего года, когда мы вернемся ко всем параметрам бюджета и обсудим их в Думе. Посмотрим на ситуацию: что мы себе можем позволить, а что – нет, куда двигаться.
– Руководство многих предприятий, выпускающих продукцию для строительной отрасли, волнуется: смогут ли они выживать, если у строителей проблемы?
– Это общая проблема производителей и кирпича, и армированной сетки, и товарного бетона, и железобетонных конструкций – то есть всего, необходимого для строительства. Таким предприятиям пришлось замедлить темпы производства; разумеется, они обеспокоены. Выход из такой ситуации возможен только при возврате на строительный рынок спроса на такую продукцию. Им нужно в срочном порядке принимать какой-то из вариантов собственной антикризисной схемы. Это и вовремя снижать количество товарно-материальных остатков, пересмотреть численность сотрудников, сопутствующие траты предприятия… В этом спасение – чтобы завтра вернуться к прежним объемам производства. Другой выход, с экономической точки зрения, я думаю, предложить сложно… – В городе существует много «недостроев». Может быть, собрать их всех под крыло единой, государственной строительной организации, которая довела бы дело до конца?
– Теоретически, наверное, все возможно. Дело в том, что на практике это сложно сделать, ведь за каждым домом стоят застройщики, дольщики – это множество физических и юридических лиц. Жители могут просто не дождаться своих квадратных метров, слишком много времени потребуется.
– Какие изменения комиссия прогнозирует на рынке жилья и в сфере ипотечного кредитования? Сейчас очень сложно стало купить квартиру при помощи ипотеки…
– Банки не рискуют выдавать большое количество кредитов, ведь есть риск их невозврата. Стоит отметить, что перепроизводства жилья не было: количество людей, способных приобрести новую квартиру, невелико. На все нуждающееся в жилье население мы квадратных метров еще не построили. Не отработаны механизмы вовлечения более широких слове населения в приобретение жилья. Если бы подтянули число платежеспособных покупателей хотя бы до сорока процентов от всех жителей, активная покупка-продажа продолжилась бы. Поэтому к прежним объемам ипотечного кредитования мы, скорее всего, не вернемся.
– Какие прогнозы социально-экономического развития города в ближайшие годы озвучиваются на заседаниях комиссии по экономической политике?
– 2009-2010 годы должны, в идеале, стать временем ответной реакции населения на действия властей в предыдущие лет шесть. Было сделано многое: благоустроено множество дворов, приняты меры по озеленению улиц… Теперь нужно объяснить тюменцам, как обращаться с этим хозяйством, как содержать его. Ведь, например, недавно установленные малые формы во дворах – горки, качели – ломают не депутаты, а сами жители, их дети, которым никто не делает замечаний.
Ответственное отношение тюменцев к своему городу – тот самый социальный эффект, к которому мы стремимся. И он подчас даже важнее эффекта экономического…
– Что вы пожелаете горожанам в преддверии Нового года?
– Я поздравляю жителей города с наступающим праздником, желаю не унывать. Пусть каждый реализует тот потенциал, что есть в нем. Желаю также счастья и мира в семьях. Ведь семья – это та опора, которая поможет нам пережить любые сложные времена.
***
фото: Сергей Коробов;объекты городской экономики: фанерокомбинат;завод армированной сетки;площадка металлургического завода;площадка металлургического завода