X

  • 30 Июль
  • 2024 года
  • № 82
  • 5581

Там и здесь. Не там и не здесь

Спектакли Тюменского театра драмы рождаются заново.

Они шли на сценах старого здания, теперь их перенесли на сцены нового. По сути, каждая постановка пережила еще одну премьеру.

Я пересмотрела «Невинные игры». Это спектакль относительно недавний, он не успел пройти шлифовку в прежнем здании, тем интереснее узнать, что с ним произошло.

В первый раз его встретили прохладно, без особого, как говорится, энтузиазма. Не успех, не провал, а нечто между. То же самое случилось и сейчас.

Действие происходит в старом замке. Но замка нет. А то, что на сцене есть, не оправдывает ожидания «красоты» и «роскоши». Вдобавок смотрится вызовом интерьеру театра, который как раз отвечает ожиданиям. Это вдвойне обидно для публики, для значительной части публики. Это раздражает.

Декорации скромные: ряд панелей, на которых вместо фамильных портретов висят рамки с бабочками, между панелями – занавеси; разномастная мебель, тревожащая стилевой дисгармонией.

Зрители, раздраженные отсутствием шика-блеска, могут заподозрить, что художник составил композицию из случайных предметов, но те, кто готовы принять условия игры, сочтут такое предположение маловероятным. В сценографии содержится подсказка, что замок – не замок, что происходящее нельзя воспринимать буквально, это игровая модель, большая часть персонажей – фантомы.

Однако не хватает ясности. Остаются вопросы.

Во втором акте служанка перевернула стеновые панели зеркальной стороной. Что означал зеркальный поворот? Ситуация перестала быть псевдореальной? Даже иллюзия замка уже не нужна, торжествует бред?

Алексей Паненков использовал подобные приемы в других постановках. Вряд ли он повторяется от лености ума. Но любопытно, что стандартное – для него – решение сочетается с таким же стандартным музыкальным оформлением Натальи Гультяевой. То ли оба постановщика лишь ассистировали третьему, главному, режиссеру Александру Цодикову, то ли недостаточно четко поняли задачу, поэтому нашли какую-то промежуточную, усредненную форму решения.

Промежуточность вместо двойственности. То же самое можно сказать об игре актеров. Хотя именно актерские удачи примиряют с этим невнятным спектаклем. И в целом спектакль, несмотря на недостатки, производит сильное впечатление.

С первого показа было ясно, что наиболее яркий персонаж здесь – Анна в исполнении Ирины Тутуловой. Почти карикатурная злодейка, но симпатии публики ей обеспечены: Анна – острохарактерная, выразительная в каждом движении. Призрак, но удивительно реалистичный, пугающе явственный. Материализовавшийся кошмар из комикса.

Джулио Геннадия Баширова – подходящая пара Анне, правда, он менее концентрированный.

Труднее всего пришлось Александру Кудрину и Галине Понятовской. Им надо показать романтических влюбленных, идеальных. Даже легкий намек на пародию погубит образ, но и полностью серьезного отношения к этим персонажам быть не может. В новосценическом варианте актеры сыграли более убедительно, чем на премьере.

Вениамин Панов в роли Почтальона отработал комичность, но, к сожалению, не донес подтекста. Когда его персонаж вспоминает старые времена, хвалит старые порядки, публика должна слышать за словами что-нибудь вроде «при Сталине лучше было».

Вообще, в «Невинных играх» слова порождают слишком мало смыслов, из-за чего пространство спектакля кажется незаполненным, а действие – то вялым, неоправданно замедленным, то сумбурным и поспешным.

Гораздо интереснее по сравнению с первым показом стал герой Сергея Осинцева, Фернандо. Пожалуй, только благодаря ему зритель получил шанс правильно увидеть спектакль: через Фернандо.

Когда жена, Роза, в исполнении Натальи Коротченко, сетует, что слишком долго они, слуги, следят за замком в ожидании хозяев, Фернандо заметил, что некоторые люди всю жизнь чего-то ждут, только им за это не платят.

Можно выстроить гипотезу, что все случившееся в «старом замке» – результат усталого воображения слуг. Недаром они меняются с каждым новоприбывшим, подражают ему, отражают его.

В финале, после страшных событий, Фернандо обнял жену, словно взял ее под защиту и в то же время ищет защиты у нее. Сергей Осинцев трогательно сыграл этот эпизод, и очень точно.

***
фото: Генадий Баширов (Джулио) и Ирина Тутулова (Анна);Александр Кудрин (Эммануэль) и Галина Понятовская (Патриция)

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта